Итальянский художник, архитектор, скульптор, искусствовед. Работал по большей части в Милане и Риме. Творчество Марио Сирони испытало несколько кардинальных изменений на протяжении долгой карьеры. Наибольший вклад художник внес в движение футуризма, обогатив и дополнив его собственными оригинальными находками, а также в метафизическую живопись, став ее ярким и оригинальным представителем. Он был также одним из создателей стиля «новеченто», старавшимся сменить разнообразие модернистских течений более рациональным «возвращением к порядку».
Марио Сирони – мастер индустриального пейзажа, тонко чувствующий ритм и атмосферу своей эпохи. Его картины отличаются сумеречным настроением и темными тонами, резко контрастирующим с яркими и восторженными полотнами футуристов. Пользуясь довольно ограниченной палитрой, Сирони, благодаря его чувству цвета и формы, удалось создать уникальную атмосферу отчуждения и пустоты современного мира.
Как и многие его коллеги, художник поддерживал фашистский режим и выполнял настенные росписи и мозаики по заказу правительства. С падением режима Муссолини он пережил большое потрясение и разочарование, что негативно отразилось на творчестве, однако он продолжал активно заниматься живописью до конца своих дней.
Ключевые идеи:
— Применял искусство синтеза и крайнее упрощение. Фигуры людей, домов и других объектов сводил к простым геометрическим конструкциям, разделенным глубокими темными тенями.
— Перспектива в работах художника либо отсутствует полностью, делая их похожими на древние фрески, либо имеет свой обычный, классический вид.
— Большинство картин выполнено в темной цветовой гамме. Работая в совершенно разных стилях и направлениях, художник никогда не изменял выбранной палитре, используя темно-коричневый, желтый, серый и грязно-зеленый оттенки. Такой выбор был свойственен натуре художника, склонного к унынию и депрессии. Эта особенность делает произведения Сирони непохожими на работы других футуристов, которые применяли яркие и насыщенные цветовые сочетания, выражая с их помощью скорость, свет и энергию жизни.
— Главные темы художника — город и человек. Людей на портретах Сирони изображает мало эмоциональными и отстраненными. Они спокойно позируют, равнодушно глядя в сторону. Городской пейзаж — излюбленный жанр художника- представляет собой композицию с геометрически правильными домами и улицами. Они в основном пустынны, и лишь изредка на них появляются одинокие фигуры людей, автомобили или лошади. Очертания домов, в которых никто не живет, пустые улицы и черные тени создают ощущение печали.
— Несмотря на выбор тем связанных городской жизнью, заводами и фабриками, железными дорогами, творчество художника не полностью соответствует эстетике футуристов. В картинах Сирони практически отсутствует движение, которым так восхищались его коллеги, его образы монументальны и статичны. Они как будто погружены в свой собственный мир, далекий от насущных проблем.