Русская, немецкая и швейцарская художница, внесшая большой вклад в экспрессионистское художественное течение в Германии и Швейцарии.
Была организатором интернационального Нового художественного общества Мюнхена, участником группы «Синий всадник». Большую роль сыграло организованное ею общество художников «Большая Медведица». В швейцарской Асконе работает всемирно известный музей имени М. Веревкиной, где имеется большая коллекция ее картин и произведений ее коллег по экспрессионистическому цеху, спасенных от изъятия и уничтожения после «Дегенеративной выставки» 1937 г.
Ключевые идеи:
— Как многие творцы в конце 19 столетия, М. Веревкина искала новые формы самовыражения в живописи. Позже она вспоминала о своем участии в выставке передвижников: «Меня тогда называли то «русским Рембрантом», то Веласкесом. В ответ на эту блестящую критику я впадала в отчаяние — мир реализма так же был чужд мне, как и мир романтизма». В период «смутного представления о личном предназначении» Марианна и ее друг Явленский едут в Мюнхен — один из полюсов притяжения русских художников. Художница перестает писать, погружаясь в философские проблемы путей развития искусства. Этот интерес она реализует в открытом ею Салоне, куда приходят самые разные художники — в частности, Василий Кандинский, Поль Клее, Габриела Мюнтер. Этот период – важный этап теории.
— В 1905 г. она возвращается к живописи в совсем новом новаторском стиле. Когда в 1905-ом Марианна Владимировна снова берется за кисти, произведения рождаются совершенно иные — в них ритмы цветовых плоскостей закомпанованы в плавно изогнутой перспективе, что заставляет вспомнить работы Мунка. При этом очерченные синей линией контуры вызывают ассоциации с работами Матисса. Однако художница наделяет свои сюжеты метафизическим смыслом и делает их максимально экспрессивными. Техника изменяется радикально: отказавшись от масляных красок, она использует темперу и тушь, грифельный карандаш и пастель, совмещая их в зависимости от задач.
— Наглядно иллюстрирует эксперименты с полу-абстрактным манипулированием формой и цветом «Автопортрет» 1910 года. Динамичные и словно сыпучие вангоговские мазки, произвольное использование гогеновской палитры, мунковское столкновение их ярких конфронтационных оттенков (красноглазый взгляд и зеленые, синие цвета фона и одежды) — все элементы экспрессионистской живописи налицо. И художница уже здесь совсем не подражательница, а автор собственной манеры, что демонстрирует ряд работ – «Прачка» (1909), «Цирк» (1910) и др.