Ман Рэй родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, США.
1890 - 1976
Американский и французский художник еврейского происхождения, фотограф, режиссер, публицист, известнейший представитель течений кубизм и дадаизм, сыгравший важную роль в развитии и распространении этих и других новейших направлений на американском континенте.
Имя художника при рождении – Эммануэль Радницкий. Он был старшим сыном еврейских эмигрантов из Ковенской губернии.
Вместе с М. Дюшаном и Ф. Пикабиа он был основателем версии течения «Дадаизм» в Нью-Йорке, и популяризовал современную европейскую живопись среди художников Америки. Ман Рэй обрел известность благодаря искусству современной фотографии и коллажа, в которых на то время ему не было равных. Художник также использовал «готовые предметы» для создания объемных композиций, наиболее известным из которых стал «Подарок» 1924 года. Ман Рэй проявил себя как всесторонне одаренная личность, внеся немалый вклад в авангардное искусство США и Европы.
Ключевые идеи:
— Несмотря на то, что Ман Рэй прославился у себя на родине как талантливый фотограф, сам он считал наиболее важной сферой своей деятельности изобразительное искусство. Картины художника абсолютно не похожи на традиционную живопись его предшественников.
— Рэй был убежден, что основное предназначение произведения искусства – выразить ту или иную идею, и что сама картина не имеет никакого значения без вложенного в нее глубокого смысла. При этом изображение должно затрагивать эмоциональную сторону психики, волновать человека и даже в чем-то шокировать.
— Следуя своим убеждениям, М. Рэй создавал необычные произведения, в которых часто используются странные, несочетаемые вещи, образы, силуэты. Ярким примером этого служит композиция «Скрипка Энгра», где обнаженная молодая женщина выступает в виде музыкального инструмента, либо объемная работа «Подарок», что представляет собой обычный утюг с приклеенными на его гладкую рабочую поверхность острыми кнопками. Такие неординарные работы привлекли большое (порой – критическое) внимание к персоне художника и стали залогом его успеха.
— Самым серьезным достижением Мана Рэя были фотографические работы, в частности его глубокие психологические портреты современников, фотографии для модных журналов и технические эксперименты с материалом, такие как соляризация и рентгенография.
— Ему также принадлежит открытие совершенно нового способа создавать интересные образы с помощью кусков светочувствительной бумаги, который он назвал «рэйография». Эти способы фотографии, частично искажающие окружающую действительность, произвели большое впечатление на сюрреалистов и послужили основой для их творческих экспериментов. Сам художник говорил: «Я не фотографирую природу и объекты, я фотографирую свои видения».
1890
1897
1908
1913
1915
1920
1921
1925
1930
1940
1951
1976
Ман Рэй родился 27 августа 1890 года в Филадельфии, США.
Семья художника перебралась в Бруклин. В связи с антисемитскими настроениями Радницкие изменили свою фамилию на Рэй.
После окончания средней школы Ман Рей стал активно интересоваться искусством и часто посещал галерею Альфреда Штиглица «291», в которой выставлялись работы современных художников. Молодого Рэя очень впечатлили фотографии владельца галереи, что оказало большое влияние на его последующую карьеру.
Посетил экспозицию «Армори шоу» (известная как скандальная «Оружейская выставка»), на которой были представлены работы П. Пикассо, В. Кандинского и А. Матисса. Эти произведения произвели сильное впечатление на художника, вследствие которого он начал экспериментировать с различными авангардными направлениями в живописи. В том же году он переехал в художественную колонию в Риджфилде, штат Нью-Джерси.
Познакомился и сблизился с М.Дюшаном и Ф.Пикабиа, начал работать в стиле дадаизм. Вместе с этими художниками создал группу дадаистов в Нью-йорке и стал ведущей фигурой этого движения. В этом же году прошла первая персональная выставка Рэя в галерее Даниэля. На выставке было показано тридцать картин и несколько рисунков художника.
Вышел первый номер журнала «Нью-Йорк Дада». В том же году вместе с известным художником Кэтрин Дрейер основал общество Societe Anonyme. Это было первое объединение, посвященное продвижению современного искусства в Америке, и предшествующее Музею современного искусства. Художник увлекся искусством фотографии и начал свои знаменитые эксперименты в этом виде творчества.
Переехал в Париж, где сотрудничал со многими другими художниками и деятелям искусства. В Европе Рэй познакомился с работой других современных фотографов, в том числе Юджина Агте. В отличие от многих американцев, которые проводили короткое время в Париже, Рэй оставался здесь в течение следующих 20 лет и стал влиятельным членом международных сюрреалистических и дадаистских кругов.
Вместе с Х. Арпом, М. Эрнстом и П. Пикассо участвовал в коллективном вернисаже сюрреалистический живописи в парижской галерее Пьер. Отснял несколько авангардистских фильмов, имевших успех.
Активно занимался творчеством. Художник продолжал конструировать, создавать коллажи, рисовать и экспериментировать с разными видами искусства. В этот период создал много фотографий знаменитых современников, таких как С.Дали, Дж. Миро, П.Пикассо и других. Одной из самых знаменитых стала серия работ ню, моделью для которых стала молодая художница М.Оппенгейм. Кроме этого, Рэй снял несколько авангардистских фильмов и выступал в роли актера в знаменитой картине Рене Клера «Антракт».
Покинул Европу, где началась Вторая мировая война, и переехал в Калифорнию. В США художник преподавал живопись и фотографию. Через год он женился на модели и танцовщице Джульетт Браунер. В Америке Рэй стал чрезвычайно популярным фотографом-портретистом, попасть на сеанс к которому было очень сложно.
Вернувшись в Париж, продолжил изучать различные художественные методы. Художник сосредоточился в основном на живописи и скульптуре, начал писать свои мемуары, которые были опубликованы лишь в 1965 году. Ман Рэй продолжал демонстрировать свое искусство на различных выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и других городах.
Умер художник 18 ноября 1976 года в Париже, Франция.
течение
Кубизм
Фовизм
Абстракционизм
друзья
Сальвадор Дали
Марсель Дюшан
Франсис Пикабиа
Жан Арп
Макс Эрнст
Жоан Миро
Доротея Таннинг
художники
Пабло Пикассо
Василий Кандинский
Анри Матисс
Жан Огюст Доминик Энгр
Поль Сезанн
Огюст Роден
течение
Поп-арт
Сюрреализм
Концептуализм
друзья
Катерина Софи Дрейер
Мерет Оппенгейм
Константин Бранкузи
Альфред Стиглиц
Массон Андре
Эжен Атже
художники
Беренис Эббот
Ирвинг Пенн
Билл Брандт
Ричард Аведон
Энди Уорхол
Ласло Мохой-Надь
Франческа Вудмен