Родилась художница в семье инженера и портнихи, владевшей небольшим магазином. После окончания Второй мировой войны переехала с родителями в Ригу.
1939
Выдающаяся латвийская художница – живописец и график, мастер книжной иллюстрации.
Окончив поочередно графическое и живописное отделение Латвийской Академии искусств, Майя Табака имела редкую для начинающего советского художника возможность двухлетней стажировки в Западной Германии. Время, проведенное среди художников объединения «Берлинское новое изобразительное искусство», позволило незаурядному таланту Майи Табаки ощутить «ветер под крыльями». Немецкие искусствоведы и по сей день продолжают называть художницу «райской птицей» — настолько большое впечатление она произвела эффектными сюжетами и блестящей живописью. В галереях Германии хранятся портреты Майи Табаки в исполнении Дитера Мазура и Вольфа Фостелля. Последний часто воспроизводится — это лицо, взятое крупным планом с пятнами краски на нем и с фотоаппаратом вместо носа.
На родине художницу также признавали – она стала членом Союза художников и Народным художником СССР, была удостоена премий, наград (медаль «Три звезды» и др.), а также звания почетного гражданина Юрмалы. О знаменитой художнице были сняты документальные фильмы.
Работы Майи Табаки, кроме главных музеев и галерей, а также частных коллекций Латвии, имеются в Государственной Третьяковской галерее, находятся в коллекциях нескольких галерей Германии. Художница продолжает участвовать в коллективных показах. Ее персональные и ретроспективные выставки за более чем полувековую творческую карьеру проходили во многих городах всей Европы и в десятках городов Америки, пользуясь неизменным успехом.
Ключевые идеи художницы:
— Майя Табака почти с самого начала своей творческой карьеры была безразлична к тенденциям внутреннего «советского» искусства с его установленными правилами изображения и «нужной» тематикой. Она искала свой путь, оказавшийся довольно амбициозным и в отношении выбора сюжетов, и в отношении форм выражения.
— Находясь по академическому обмену под эгидой Берлинского нового изобразительного искусства, она также не пошла по пути присущего его представителям реализма, обратившись к потокам внутреннего зрения. При этом она не отвергала реальную природу – напротив, писала реалистические пейзажи, вплетая в них напряженные конфликты современного ей социума.
— Особенностью картин художницы было смелое и, особенно на взгляд академического искусства, негармоничное сочетание в одной картине пасторальных и современных мотивов. В композиционном плане она прибегала к двух- и трехчастным построениям, разделяя одно полотно для передачи разных или перекликающихся, или связанных ассоциативно сюжетов.
— Секрет долгой и прочной популярности художницы на родине и за рубежом содержится в том числе и в сложной пространственной структуре большинства произведений, и в многослойности визуализируемых историй, и в неожиданном ракурсе подачи сюжетов.
— В любом случае очевидно, что востребованность искусства Майи Табаки не имеет с термином «массовая культура» ничего общего, а скорее связана с оригинальностью, самобытностью и особой способностью открывать живописным полотном чудо.
1939
1957
1961
1964
1973
1977
1979
1981
1983
1989
1994
2000
2004
2008
Родилась художница в семье инженера и портнихи, владевшей небольшим магазином. После окончания Второй мировой войны переехала с родителями в Ригу.
Поступила учиться на отделении графики Латвийской академии художеств, которое окончила через два года.
Окончила факультет живописи в Латвийской академии художеств с дипломной работой «Портрет группы молодых художников». Позже Майя Табака занималась в течении четырех лет в студии Эдуарда Калниньша.
Произведения молодой художницы были экспонированы на Всесоюзной коллективной выставке в Москве, второй раз работы попали в столичную групповую экспозицию в 1973 году.
Произведения художницы были отобраны для показа на выставке «20 реалистов из Советского Союза». Эта Третья Международная художественная выставка прошла в Дюссельдорфе (Германия), затем работы показывались в Праге, Берлине, Будапеште и Гданьске. В следующем году М. Табака была приглашена на вернисаж молодых художников “Friendship” в Вильнюсе.
Была в течение почти двух лет стипендиатом Германской Академии изобразительных искусств в Западном Берлине. Дважды за это время участвовала в групповых берлинских показах молодых живописцев.
Первая персональная выставка организована в Западном Берлине. В следующем году индивидуальные показы состоялись на родине — в Риге и Даугавпилсе.
Картины Табаки были включены во Всесоюзную московскую выставку “For Peace and Disarmament”.
Год ознаменовался рядом персональных вернисажей – в Ленинграде и галерее Bengt Hernberg Гетеборга (Швеция), Норочепинге и в Кунстхалле Росток (Германия), а также на родине художницы – в историко-художественном музее Елгавы. Год спустя ей было присвоено звание заслуженного художника страны. Показ работ Табаки состоялся в Центральном Доме Художника в Москве.
После успешной выставки в Венеции (1986), Париже и Кельне (обе — 1987) картины художницы увидели зрители Нью-Йорка в Eduard Nakhamkin’s Fine Art Gallery, затем — Порто (1990) и Парижа (1993).
Майя провела две персональных выставки столице Латвии – в городской художественной галерее и в выставочном зале «Агенскалнс». Затем почти без изменений экспозиция демонстрировалась в Чикаго.
Художнице за выдающиеся заслуги вручили Орден Латвийской Республики. Вернисаж «Балтийское искусство. «Современная живопись и скульптура» прошел в Национальном художественном клубе Нью-Йорка, в галереях Вашингтона, Чикаго, Лос-Анджелеса и Хьюстона.
Большие индивидуальные показы художницы состоялись в Государственном художественном музее Латвии и спустя год — в Художественном музее Юрмалы. Присвоено звание почетного гражданина города Юрмала.
Майя была удостоена Премии Министерства культуры Латвийской Республики за выдающийся вклад в национальную культуру.