Итальянский художник и композитор, поэт, теоретик искусства, один из лидеров футуристического движения. Луиджи Руссоло был чрезвычайно разносторонним человеком, его талант охватывал живопись, музыку, литературу и науку.
Он был одной из самых оригинальных личностей футуризма, его основателем и теоретиком. Музыкальное творчество Л. Руссоло было признано и уважаемо великим русским композитором Игорем Стравинским и основателем знаменитых парижских балетов Сергеем Дягилевым. Знаменитый манифест Руссоло под названием «Искусство шумов» стал основой для возникновения целого ряда музыкальных направлений, возникших через много лет после смерти его автора.
Современникам художник запомнился как смелый экспериментатор, который не боялся представить обществу свои живописные и музыкальные изобретения. Вместе с Умберто Боччони, Джакомо Балла и другими художниками он стал автором «Технического манифеста футуристической живописи», который вышел в 1910 году.
Руссоло предлагал активно вводить в искусство звуковые краски индустриального мира: гудки автомобилей и поездов, шумы колес, звуки заводов и фабрик, гул оживленной толпы. Его живопись отличает тесная связь с музыкой, а также необычайная изысканность стилистики и гармоничность цветовых решений.
Ключевые идеи:
— Произведения Руссоло зачастую экспериментальны. Художник все время находился в поисках новых, чисто футуристических форм, максимально упрощенных и синтетических. Многие из картин посвящены изучению движения, где оно воспроизводится как объекты, поочередно меняющие свое положение в пространстве.
— В своем творчестве использовал приемы футуристов, такие как принцип симультанности, позволяющий изображать предметы в различных фазах его перемещения и метод «силовых линий», который помогал отобразить направление движения и связи между предметом и окружающим его пространством.
— Основная идея творчества Луиджи Руссоло – объединение искусства и новейших технологий. С этой целью художник ввел в свои полотна, равно как и в музыкальные произведения, символы современных реалий: урбанистические пейзажи, перенаселенность городов, повсеместное присутствие машин и различных механизмов, скорость технического прогресса.
— Стремился к синтезу разных видов искусства. С помощью живописи Руссоло пытался найти методы выражения устойчивой связи между изобразительным искусством, музыкой, философией и поэзией. В его произведениях акцент делается не на изображаемых объектах, а на ощущениях и ассоциациях зрителя.
— В полотнах художника присутствует сильное влияние символизма. Особенно это заметно в выборе тем, которые часто имели свойственную этому стилистическому направлению мистичность и недосказанность.
— Основной метод, который Руссоло применял в своей живописи – пуантилизм. С помощью точечных или продолговатых мазков одного цвета художник передавал динамику и эмоции сюжета. Цветовая гамма произведений художника колеблется от предельно ярких фовистских оттенков до серых и землистых монохромных тонов.