Лучо Фонтана - SKETCHLINE

назад

19 февраля 1899 года, Росарио, Санта-Фе, Аргентина - 7 сентября, 1968 года, Комаббио, Ломбардия. Италия

Лучо Фонтана

описание

Итальянский художник и скульптор, автор теоретических работ по искусству. Лучо Фонтана считается наиболее радикальным художником после Казимира Малевича, который сумел вывести изобразительное искусство на новый виток развития абстракции и минимализма. Имя Фонтана ассоциируется прежде всего с его разрезанными картинами — художник беспощадно вспарывал острым лезвием или протыкал ножом полотна. Но делал он это вовсе не потому, что хотел уничтожить свои работы. Он просто стремился расширить таким образом живописное пространство картин, сделать их объемными и вызывающими у зрителя разнообразные ассоциации.

Так как отец Фонтана был скульптором, свои первые шаги в искусстве Лучо сделал именно в этом направлении. Его скульптуры обладали абстрактными формами, что было ново и необычно для итальянского искусства, поэтому творчество художника сразу же было замечено, признано новаторским и прогрессивным. Лучо Фонтана вступил в знаменитое парижское объединение «Абстракция -Созидание» и вместе со своими соратниками организовал его отделение в Милане. Выставка скульптора в 1930 году стала первой в Италии выставкой абстрактной, нефигуративной скульптуры.

Как и его предшественники — итальянские футуристы, Фонтана излагал свои взгляды в художественных манифестах. В одном из трактатов, который носил название «Белый Манифест» он призывал использовать научные достижения в искусстве, и таким образом принципиально изменить его. Художник также изобрел новое направление в живописи — спациализм (от итал. Spazio — пространство). Суть этого художественного метода состояла в объединении скульптуры и живописи и преодоления привычной двухмерности в картинах.

Влияние Лучо Фонтана на развитие итальянской авангардной живописи является основополагающим. Большое значение его творческое наследие имеет и в мировом масштабе, так как до него ни один художник не смог настолько расширить границы живописного полотна, превратив его в бесконечное пространство и целую Вселенную.

 

Ключевые идеи:  

— Всемирное признание и известность Лучо Фонтана принесли его работы с отверстиями и разрезами на холстах. Первую такую картину художник создал в 1949 году, сделав длинный вертикальный разрез на нейтральной поверхности картины, и превратив ее таким образом их двухмерного в трехмерное произведение. Сквозь проделанные отверстия зритель мог видеть то, что раньше было скрыто от него, а загибающиеся края разрезов придавали плоской поверхности определенный рельеф. Художник часто использовал различные материалы для создания «заднего плана» композиции, подкладывая под отверстия ткань разных цветов и фактуры.

— Скульптура Фонтана представлена разноплановыми работами. В начале своей творческой карьеры он создавал человеческие фигуры, которые можно отнести к барокко либо экспрессионизму. Более зрелое творчество – это абстрактные композиции, созданные из самых различных материалов. В период между первой и второй мировыми войнами Фонтана делал композиции из бронзы, терракоты, стекла, бетона, пластика, экспериментируя с размерами и техниками исполнения.

—  В позднем периоде своего творчества художник часто использовал различные декоративные материалы для создания оригинальных произведений. Это были блестящие краски, куски зеркал и стекол, песок, смешанный с краской. Фонтана стал экспериментировать с густыми пастозными слоями пигмента, процарапывая на их поверхности несложный узор и создавая интересную фактуру в картинах.

— Использование новейших технологий и возможность взаимодействия зрителя с произведением искусства заложили основы таких популярных современных течений, как энвайронмент, перформанс и арте повера. Самой известной стала совместная с другими художниками-спациалистами работа Лучо Фонтана «Пространственный энвайронмент в черном свете», которая представляла собой абстрактные формы, расположенные в темном помещении и выкрашенные светящейся флуоресцентной краской.

Лучо Фонтана

Они повлияли

течение

Футуризм

Абстрактный экспрессионизм

Минимализм

Спациализм

Концептуальное искусство

Барокко

друзья

Ив Кляйн

художники

Умберто Боччони

Константин Бранкузи

Василий Кандинский

Он повлиял

течение

Спациализм

друзья

Ив Кляйн

художники

Тури Симети

Герхард Рихтер

Альфио Джуффрида

Хайнц Мак

Сесиль Колле

Ральф Нун

описание

Поздняя работа Фонтана, выполненная в последний год его жизни, представляет собой полностью белое полотно, покрытое гутой пастозной краской. Посредине холста художник сделал отверстие, которое имеет рваные края, также густо покрытые белым пигментом и вывернутые наружу.

1968

описание

Произведение имеет большие размеры и большое количество полос-прорезей на своей поверхности. Симметричные разрезы на белом холсте расположены в два ряда – такая композиция редко встречается в творчестве Лучо Фонтана.

1965

описание

Первые свои картины с разрезами Лучо Фонтана выполнял на абстрактных полотнах с цветными фигурами, но через некоторое время перешел на полностью монохромные холсты. Этот переход, возможно, произошел под влиянием творчества современного художника Ива Кляйна, который использовал для создания своих произведений чистые яркие оттенки, особенно синий, как в этой работе.

1965

описание

Картины в форме яйца художник стал создавать в позднем периоде своего творчества. Он использовал в этих произведениях свои фирменные «дыры», проткнутые ножом, а также различные материалы с необычной структурой, создающей интересные эффекты на поверхности холста.

1963

описание

Произведение относится к циклу картин «Венеция», который состоит из 22 полотен, выполненных в абстрактном стиле перекликающимся с барокко. В нем художник использовал темный фон, закрашенный густым слоем краски в технике импасто.

1961

описание

В отличие от других работ из серии «разрезы», в этом произведении Фонтана использовал неокрашенный холст небольшого размера. Диагональный разрез он сделал с помощью острого лезвия, а сзади натянул черную ткань, которая создает иллюзию бездонной пропасти и бесконечности.

1960

описание

Талант Лучо Фонтана как скульптора ярко проявляется в серии его работ под общим названием «Природа». В них, так же как и в живописных картинах  «Пространственные концепции», художник применил свой знаменитый прием разреза, разделив аморфную шаровидную фигуру напополам при помощи хирургически точной и ровной линии.

1959 - 1960

описание

Параллельно со своими экспериментами в области живописи, Лучо Фонтана создавал концептуальные вещи, такие как «Неоновая структура». Она представляет собой извилистую композицию из светящейся неоновой трубки.

1951

описание

Одна из первых работ Фонтана, в которой он нарушает плоскую и ровную поверхность полотна, прокалывая ее при помощи ножа. Вместо того, чтобы создавать иллюзию изображения, накладывая на холст краски, художник дает зрителям возможность заглянуть в пространство позади полотна, которое оказывается неожиданно глубоким и таинственным, как будто картина – это портал в совершенное иное измерение.

1950

описание

Лучо Фонтана начинал свою творческую карьеру как скульптор и продолжал, параллельно с живописью, заниматься скульптурой до конца своей карьеры. Серия его керамических работ 1946-1948 послевоенных годов посвящена битвам и воинам, что очевидно является реакцией на только что закончившуюся Вторую Мировую войну.

1947