Лев Бакст - Лев Бакст русский художник - SKETCHLINE

назад

1866 - 1824

Лев Бакст

описание

Лев Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) — русский художник еврейского происхождения, иллюстратор и сценограф, дизайнер.

Родился в семье мелкого коммерсанта, ортодоксального еврея. Самуил Розенберг, его отец, слыл авторитетным знатоком Талмуда, был усыновлен своим тестем Бастером, чтобы обойти закон о черте оседлости и обеспечить переезд своей единственной дочери в Петербург.

Проявил себя как интересный живописец, в частности – мастер-портретист. Самыми известными стали портрет философа В. Розанова, изображенного со статуэткой Изиды, сюжетный «Портрет С. Дягилева со старой няней», лирический портрет дочери Павла Третьякова Любови Гриценко-Бакст.

Лев Бакст работал в равной мере в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи, в частности портретного жанра, театральной графики. Активный член-организатор объединения «Мир искусства», много лет оформлявший театрально-художественные проекты С. Дягилева. Художник стал одним из законодателей европейской моды на ориентализм и экзотику в костюме в первой четверти XX века.

Ключевые идеи:

— Известный своей изысканностью и утонченностью модерн Леона Бакста был ориентирован на потребителя массового, хотя и поддерживал при этом символистский принцип «искусства ради искусства». В начале творческой карьеры он писал пейзажи и картины символического толка. Работал в самых разных техниках — и экспрессивными гибкими линиями, и легким мазком; то блёклой, а то, напротив, контрастно-яркой палитрой.

— Много отзывов вызвало полотно «Древний ужас» — Вячеслав Иванов посвятил ему отдельное эссе, С. Мамонтов назвал пейзажем, «изображенным с аэроплана», а М. Волошин отметил, что «зритель смотрит через зеркальное толстое стекло подземного аквариума». В дальнейшем, используя эстетику и философию символизма и увлекшись восточными мотивами (ориентализм), Бакст стал создавать графику в узнаваемом стиле: асимметричное построение, особая орнаментальность, декоративность.

— Свойственная художнику оригинальная компиляция разных стилей, которую он применял в графических работах для многих журналов, основной из которых — «Мир искусства», принесли Л. Баксту широкую известность. Он вносит волнистую «модерновую» линию, некоторое восточное пристрастие в плоскостной рисунок. Став ведущим художником Русского балета Дягилева, поражал зрителя фантазией и сказочной роскошью, смелыми сочетаниями ярких красок, утонченной изысканностью костюмов.

— Талант Льва Бакста, органичнее всего проявившийся именно в сценографии, был востребован в постановках Анны Павловой и Иды Рубинштейн. Феерическую образную суть выразил его воистину «балетмейстерский» декор к спектаклям «Клеопатра» Антона Аренского (1909), «Жар-птица» Игоря Стравинского (1910), к тому же художник сумел придать костюмам пышную роскошь востока, но и раскованную легкость одежд античности. Это было очень важно для модернизации балета, постепенно отходящего от условности канонических поз и движений в сторону «ритма свободного тела».

Лев Бакст

Они повлияли

течение

Символизм

друзья

Альберт Бенуа

Валентин Серов

Константин Сомов

Пабло Пикассо

художники

Эжен Делакруа

Обри Бёрдслей

Пюви де Шаванн

Альберт Эдельфельт

Жан-Леон Жером

Он повлиял

течение

Модерн

друзья

Константин Сомов

Александр Бенуа

Амедео Модильяни

художники

Марк Шагал

описание

Местонахождение: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1908

описание

Материалы: гуашь, акварель, бумага на картоне. Местонахождение: частная коллекция.

1906

описание

Материалы: бумага, пастель. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1906

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1905

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Дом-музей Бродского, Санкт-Петербург.

1903 - 1904

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1902