Лайош Тихань - SKETCHLINE

назад

1885 - 1938

Лайош Тихань

описание

Венгерский художник-авангардист, много лет живший и работавший во Франции и ставший частью Парижской школы живописи. Родился в семье владельца знаменитого кафе «Балатон». В 11 лет он потерял слух из-за менингита и был вынужден отказаться от учебы в гимназии, окончив только 4 класса. Художественный талант унаследовал от матери. Рисовать учился в Промышленной школе г. Секешфехервара у Л. Телегди и Я. Бема (1903-1905) и в частных школах. Свою творческую карьеру он начинал как реалист, близкий к натурализму. Позже, изучая напряженность объективности и применяя различные новаторские методики, он пришел к живописи более эмоциональной по тематике и более авангардной по форме. На родине был членом таких прогрессивных объединений мастеров изобразительного искусства, как OURS (Венгерские импрессионисты и натуралисты Circle) и «Nyolcak» («Восьмерка»). В Париже Лайош Тиханьи входил в число представителей международной группы «Креативная абстракция», активно работавшей между 1931 и 1936 годами. Произведения, кроме Будапешта, экспонировались в Европе (Вена, Берлин, Париж) и США, находятся в нескольких музеях и галереях мира.

Ключевые идеи:

— Такие произведения, как «Натюрморт с синей бутылкой», «Будапешт», написаны в стиле Сезанна: четкие выразительные контуры предметов, объемная белая драпировка, «взгляд сверху» на дома. Картины Лайоша раскрывают полное понимание принципов Сезанна: композиция сформирована логично, каждый объект визуально соответствует своей массе и продумано вписывается в пространство.

— Влияние экспрессионизма хорошо прослеживается в картине «Деревня Кентавров», демонстрировавшейся на выставке восьмого Национального салона в Будапеште в 1912 году. Движения мифических персонажей и сама живопись крайне эмоциональны, а линии взволнованно-тревожные. Эти черты художник сохраняет и в своем варианте аналитического, а затем и синтетического кубизма.

— Художник создал большое количество замечательных портретов своих современников. Л. Кассак в статье о Тиханьи отмечает, что «портреты, отражающие глубокие тайны души, с повсеместным чувством характера, представляют большую ценность в нашей современной живописи». При этом сам автор отказывался рисовать изображаемых «внутренне духовными» и утверждал, что это только «построение образа» и что его интересует только цвета и линии.

— Первоначальное стремление художника действительно состояло в том, чтобы «конструировать образ», формально находить цветовые и композиционные решения, но талант мастера раскрывал секреты человеческой души.

К концу 1920-х годов сюжеты и пейзажи мастера стали все более похожи на абстрактные композиции. Художник уделял значительное внимание цветовым решениям и гармоничному сочетанию элементов, составляющих либо абстрактную, либо конструктивистскую картину.

Лайош Тихань

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Фовизм

Кубизм

Абстракционзим

друзья

Андре Кертеc

Пабло Пикассо

Лайош Кашшак

художники

Янош Бем

Винсент Ван Гог

Анри Матисс

Поль Сезанн

Оскар Кокошка

Эль Греко

Пит Мондриан

Константин Бранкузи

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

художники

Диего Ривера

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Венгерская национальная галерея, Будапешт.

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Венгерская национальная галерея, Будапешт.

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Венгерская национальная галерея, Будапешт.

1918

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Бруклинский художественный музей, Нью-Йорк, США.

1916

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Венгерская национальная галерея, Будапешт.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей истории Будапешта.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Литературный музей Петти, Париж, Франция.

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея современного искусства, Печ, Венгрия.

1908

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Венгерская национальная галерея, Будапешт.

1907