Художник родился 17 июля 1871 года в Нью-Йорке, США.
1871 - 1956
Американский художник немецкого происхождения, выдающийся график и карикатурист, фотограф, талантливый преподаватель.
Родился в семье музыкантов из Германии. С ранних лет демонстрировал музыкальные способности, и родители видели в нем успешного музыканта. После переезда семьи в Германию в 1887 году, Лайонель предпочел музыке изобразительное искусство. Он посещал художественную школу в Гамбурге, а в 1889-1892 годах был студентом в Художественной академии в Берлине. Уже в студенческие годы художник начал сотрудничать с изданием «Юмористические страницы», где размещал свои карикатуры.
Лайонель Фейнингер прославился в США как автор остроумных карикатур и забавных комиксов, которые печатались в еженедельных журналах, но истинное признание приобрел на исторической родине – в Германии, где прошли наиболее плодотворные его годы. Фейнингер тесно сотрудничал с членами мюнхенского объединения «Синий всадник» и активно участвовал в совместных выставках экспрессионистов. Он был одним из основателей группы «Четверо синих», которая, к сожалению, просуществовала очень недолго. Жизнь художника связана с Веймарским «Баухаузом»: здесь он преподавал гравюру и живопись, иллюстрировал дидактические издания и оформил художественную галерею заведения. Творчество художника отмечено собственным ярким стилем, основанном на смеси кубизма, футуризма и экспрессионизма с легкой ноткой романтики в сюжетах и образах.
Ключевые идеи:
— Искусство Лайонеля Фейнингера отличает особая цветовая гармония и изящество форм. Будучи талантливым музыкантом, он сумел перенести на холст тончайшие оттенки цвета, которые переливаясь и играя на многочисленных поверхностях, создают особое звучание каждой картины мастера. Следуя традициям кубизма, футуризма и экспрессионизма, художник стремился запечатлеть в своих полотнах жизнь во всей ее многогранности, неустанном движении и стремлении к прекрасному.
— В живописи и графике Фейнингера есть архитектурные мотивы, изображающие вымышленные улицы и скопления остроконечных домов, часто – небоскребов, а также морские пейзажи с одинокими кораблями и парусниками на горизонте. В своих полотнах художник создал собственный фантастический мир, где фигуры как будто растворяются в пространстве, а полупрозрачные пересекающиеся плоскости лишь намекают на лучи света и хрупкие формы. С помощью этих приемов художник сумел добиться потрясающего эффекта движения. Особенно хорошо это видно в картине «Пароход Один» 1927 года, где кажется, что огромное судно медленно приближается к берегу из потусторонних пространств и в полотне «Велосипедная гонка» (1912), передающем стремительность движения.
— Большую роль в произведениях художника играет взаимодействие цвета и линии. Фейнингер был непревзойденным мастером цветовой гармонии, тонко чувствуя малейшие нюансы и переходы оттенков. В его картинах цвет выполняет главную роль, создавая объем предметов и глубину пространства, а линия лишь подчеркивает направление, усиливает эффект и впечатление от полотна.
— Многие произведения мастера, которые можно отнести к кубистическим, несмотря на строгую геометрию форм, наполнены особой романтикой и лиризмом. Они проникнуты ощущением нереальности и заставляют зрителя погрузиться в чудесный калейдоскоп мерцающих цветов и зыбких форм.
1871
1892
1906
1911
1917
1924
1930
1956
Художник родился 17 июля 1871 года в Нью-Йорке, США.
Отправился в Париж, чтоб продолжить обучение изобразительному искусству. Художник посетил Академию Коларосси, но уже в следующем году вернулся обратно в Берлин. В столице Германии Фейнингер работал иллюстратором в различных газетах и журналах. В этот период он занимался только графикой, добившись определенной популярности в творчеством сообществе.
Снова отправился в Париж, где познакомился с произведениями кубистов Ж. Брака и П. Пикассо, а также фовиста А. Матисса. Под впечатлением от этих работ художник решил всерьез заняться живописью и вновь поступил на обучение в школу Филиппо Коларосси. Он экспериментировал с разложением объекта на составляющие и изображением предметов с различных ракурсов. В живописи художника появились характерные для фовизма и кубизма темы — чаще всего Фейнингер изображал архитектурные мотивы. В 1908 году художник вернулся в Берлин с обновленным багажом идей и приемов.
Познакомился с Р. Делоне, который во многом помог в творческом становлении художника. Фейнингер начал работать в стиле своеобразного абстрактного кубизма, добавляя в него свои собственные находки и постепенно вырабатывая яркий индивидуальный стиль. В 1912 году он сблизился с участниками объединения экспрессионистов «Синий всадник», участвовал с ними в коллективных выставках в Берлине и Мюнхене, а еще через год демонстрировал свои работы на выставке Осеннего салона в Берлине. С этого времени работы Фейнингера приобрели свойственный зрелому стилю автора романтизм и фантастичность.
Состоялась первая персональная выставка художника в престижной галерее Штурма в Берлине. После войны он был приглашен Уолтером Гропиусом на пост преподавателя графики в знаменитой школе дизайна Баухауз. В этот период художник много работал над графическими техниками. Он разработал дизайн для обложки манифеста учебного заведения и оформлял художественную галерею школы.
Художник стал одним из основателей и идеологом программы выставочного общества «Синяя четвёрка» (нем. «Blaue Vier»), в связи с развитием политической ситуации в Германии просуществовавшем совсем недолго.
С приходом к власти нацистов творчество художника было объявлено «дегенеративным», картины изъяты из музеев и галерей, а сам он в 1938 году вынужден был уехать в Америку. В Штатах Лайонель Фейнингер провел оставшиеся два десятилетия творческой карьеры в Нью-Йорке, рисуя небоскребы и улицы Манхэттена.
Художник ушел из жизни 13 января 1956 года в Нью-Йорке, США.
течение
Футуризм
Экспрессионизм
друзья
Альберт Блох
Робер Делоне
Василий Кандинский
Франц Марк
художники
Обри Бёрдслей
Анри де Тулуз-Лотрек
Пабло Пикассо
Анри Матисс
Жорж Брак
Теофиль Стейнлен
Каспар Давид Фридрих
течение
Абстрактный экспрессионизм
Кубизм
друзья
Пауль Клее
Марсден Хартли