Ладо Гудиашвили родился 30 марта 1896 года в Тифлисе.
1896 - 1980
Выдающийся грузинский живописец — монументалист, график, иллюстратор, талантливый педагог, профессор Академии художеств Грузии. Работал в стилях постимпрессионизма, модерна, символизма и примитивизма.
Родился в довольно обеспеченной семье железнодорожного служащего. Мать мальчика рано стала замечать его большие способности к рисованию. Родители купили Ладо велосипед, и он ездил в Мцхету за 20 км, чтобы рисовать там старинные церкви.
Продолжительное время живший в Париже и прославившийся в Европе и Америке художник стал воплощением новаторских тенденций в живописи в своей страны. Первым из профессиональных художников отошел от мрачной палитры, свойственной грузинскому изобразительному искусству. Работал в разных современных стилях, избегая лишь нефигуративных стилей и считается продолжателем идей великого Пиросмани. Ладо Гудиашвили входил в различные творческие сообщества, удостаивался высоких государственных званий и премий (Народный художник, Герой Труда и проч.)
Творчество Ладо Гудиашвили отличается невероятным разнообразием жанра и техники исполнения: он писал маслом, акварелью, гуашью, работал в смешанной технике, выполнял настенную роспись, создавал графические произведения-иллюстрации. В наследии художника есть портреты и пейзажи, исторические картины и аллегорические, мифологические и даже политические произведения. По характеру полотна то эпичные, то философские, то лиричные. Вероятно, поэтому сам мастер воздерживался от оценок своего стиля, который, тем не менее, без труда узнается, тем более, что мотивы его творчества, особенно раннего, почти исключительно грузинские.
В столице Грузии открыт дом-музей В. Д. Гудиашвили, его именем названа одна из площадей Тбилиси. Картины художника продолжают волновать зрителя и остаются востребованными. К примеру, дом Sotheby’s в 2013 г. продал полотно « Соблазн» за 1,2 млн. долларов.
Ключевые идеи:
Гудиашвили с натуры писал редко. Так что натюрмортов относительно небольшое количество, а основная часть узнаваемых городских видов выполнена в парижский период, после чего художник от чисто натурной живописи отошёл и даже портреты выполнял чаще по памяти.
Постоянно присутствующими в творчестве художника определяются сюжеты с изображением человека и животных. Для лирических произведений он выбирал лань или птицу, лошадь, а в эпических это медведь, обезьяна или сказочное чудище.
Особенность портретов — включение животных. Так, в портрете Пиросмани присутствует газель, а в портрете Г. Улановой — лань. Символизм тут очевиден, поскольку маленькие дикие животные могут сидеть на плече или ладони портретируемого, словно общаясь с ним.
Художник признавал, что «женщины – участницы всех почти его картин, они – источник жизни и добра». Как венец природы и «воплощение неиссякаемого изобилия» они заняли первейшее место в картинах. Мастер создал галерею видных современниц, запечатлев Т. Цицишвили, М. Шотадзе, балерин, вдохновлявших и других художников: И. Рубинштейн, Г. Уланову, М. Плисецкую. Он поместил идеальных женщин в пасторальные пейзажи, воспевая умиротворяющую красоту женского тела, негу молодости, ожидание любви.
Ладо был великолепным рисовальщиком, любил и хорошо умел передать движение. В его графических работах динамика особенно заметна, если рассматривать рисунки к «Витязю в тигровой шкуре». Типичным для художника является изменение традиционных форм фигур и их пропорций, что часто придаёт произведениям оттенок декоративности, даже театральности.
Палитра у раннего Гудиашвили яркая, порой нарочито лубочная – тут сказалось влияние примитивизма, который не вписывался в традицию грузинской живописи, со времен средневековья предпочитавшую тёмные тона.
В зрелый период цвета «стихают», а чтобы подчеркнуть декоративный характер произведения, мастер находит другие способы.
1896
1900
1910
1915
1919
1925
1930
1940
1950
1970
1980
Ладо Гудиашвили родился 30 марта 1896 года в Тифлисе.
Поступил в художественное училище при Грузинском ОПХ, окончив которое довольно долго работал в школе учителем рисования, занимался самообразованием, рисовал с натуры.
Продолжил получать художественное образование в Тифлисской школе изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры у Я. И. Николадзе и А. И. Шмерлинга. По окончании учебы (в 1914 году) получил звание художника-педагога за цикл рисунков тушью для сборника поговорок «Мудрость вымпела», составленного С. Саба-Орбелиани.
Первая персональная выставка в Тифлисе прошла таким успехом, что о Гудиашвили заговорили в художественных кругах страны, а не только столицы. Художник познакомился с Паоло Яшвили и присоединился к организованному им объединению «Голубые рога», куда входили поэты-символисты, грузинские интеллектуалы. Участвовал в экспедиции археологов и много копировал старинных фресок, сохранившихся в памятниках грузинской архитектуры. Стал членом Общества грузинских художников.
Поселился в Париже, жил и активно творил шесть лет там. Начав с занятий в популярной среди авангардистов частной Академии Рансона, стал экспонироваться и приобрел немалую популярность. Уже в год приезда выставил около 50 произведений на выставке грузинского искусства, большинство из которых были проданы. Выставки проходили в Марселе, Лионе, Бордо, позже — в Лондоне и Риме, Брюсселе и Амстердаме, Берлине, а также в Нью-Йорке. В 1925 г. во Франции вышла монография критика М. Реналя, посвящённая творчеству Гудиашвили.
Несмотря на успех в Европе, вернулся в Тбилиси, так как с трудом переносил жизнь вдали от Грузии. Продолжая успешно работать дома, в 1928 году стал экспонентом 16-й Венецианской биеннале, после чего его работы выставлялись в Европе и Америке. Начал преподавательскую деятельность в Академии художеств Грузии.
Стал членом группы «Четыре искусства»; кружка «Сарма» (один из основателей), участвовал в их выставках, а также экспонировал произведения в Париже в 1935 г. Был в 1937 награждён орденом «Знак Почёта».
Создал цикл антифашистских рисунков (сюжеты некоторых прямо отсылаются к знаменитым «Капричос» Ф. Гойи). Расписал в 1945 г. алтарь в тбилисской церкви Кашвети, за что был в следующем году исключен из партии и лишен должности в Академии художеств в Тбилиси, успев поучаствовать во «Всесоюзной художественной выставке» (1946, Москва).
В течение 10 лет художнику изредка позволяли организовывать выставки: в Тбилиси в 1957 и 1964-65, в Москве — в 1958-ом. Он занимался художественным оформлением книг для издательств Грузии, оформлением спектаклей в театрах столицы Грузии и нескольких кинолент. Стал лауреатом Государственной премии им. Руставели (1965, Грузия), был награжден орденами. За 20 лет прошла одна зарубежная выставка – в ГДР (1969).
Большая ретроспективная выставка прошла в Тбилиси и в Батуми. Получил в 1972 году звание Народный художник СССР.
Умер художник 20 июля 1980 года в Тбилиси, Грузия.
течение
Символизм
друзья
Пабло Пикассо
Морис Утрилло
Фернан Леже
Давид Несторович Какабадзе
Шалва Герасимович Кикодзе
художники
Оскар Иванович Шмерлинг
Яков Иванович Николадзе
Нико Пиросмани
Амедео Модильяни
Игнасио Сулоаге
течение
Ар-деко
друзья
Jeanne Hallen
Михаил Фёдорович Ларионов
Наталья Сергеевна Гончарова
художники
Александр Иванович Гиголашвили
Петр Григорьевич Алваридзе (Алваров)