Курт Зелигман - SKETCHLINE

назад

1900 - 1962

Курт Зелигман

описание

Швейцарский еврейского происхождения художник, график и писатель, а также сценограф и гравер, долгое время живший и работавший в США. Курт Селигманн известен своими фантастическими образами средневековых трубадуров и рыцарей, которые проводили яркие, а порой жуткие ритуалы и отчасти вдохновили тематику карнавалов, ежегодно проводимых в его родном швейцарском Базеле.
Шедевром сюрреалистической гравюры считается серия из шести офортов, иллюстрирующих греческий миф об Эдипе, вышедшая в 1944 г. и много раз переиздававшаяся. Значительным трудом также является его книга «История магии и оккультизма» (первоначально «Зеркало Magic», New York, 1948)

В своей личной технике автоматизма Селигманн стремился к достижению образов по чистой случайности, а также к передаче образов природных явлений. К примеру, он следил за узорами и формами, которые создавали циклоны и писал впечатляющие ландшафты Большого Каньона и американского юго-запада, находя в них психологическое сходство с антропоморфными элементами. Мастер говорил: «Это пейзажи, но они не статичны. Я называю их циклоническими».

Среди художников второго поколения сюрреалистов Курт Селигманн некоторое время игнорировался искусствоведами, что частично объясняется его эксцентрическими образами и несколько академическим подходом к живописи и графике. Однако в настоящее время это считается отражением его художественной и интеллектуальной независимости. Искусство К. Селигманна никогда не определялось каким-либо конкретным «измом», поскольку он стремился к синтезу абстрактных и образных направлений в рамках общих современных ему живописных проблем.

Ключевые идеи:

— В интервью 1935 г. Селигманн напомнил, что детство в Базеле оставило неизгладимый след в его сознании: «Образы Солдат Фортуны, геральдические знамена, доспехи, оглушительные звуки огромных барабанов, — весь этот анахроничный ряд был для меня очень живым. Именно в культуре моего города, к которому мое подсознание всегда путешествует, когда я начинаю одну из моих композиций, будь она абстрактной или фигуративной».

— Приехав в Париж в начале 1930-х годов, когда город был эпицентром авангардных художественных движений, особенно абстракции и сюрреализма, Селигманн проникся стилем обоих направлений. Его полугеометрические абстракции постепенно смягчались до органических форм, картины наполнялись контрастными цветами, взаимодействующими в широких кривых. Это поразило Ж. Арпа, и он пригласил Курта в свою мастерскую.

— Почти с самого начала работы Селигманна, в отличие от работ абстракционистов, к которым он примкнул, содержали сюрреалистические тенденции. В результате картины превратились в уникальное сочетание черт беспредметного искусства, швейцарской художественной традиции и сюрреализма.

— Селигманн, как и другие сюрреалисты, приобретал предметы искусства разных племен. Его пленяла «тотемистическая сущность» таких объектов, поскольку она символизировала связи человека с изначальными жизненными условиями. Курт посетил Британскую Колумбию, прожил в отдаленном поселении три месяца, наблюдая за жизнью и традициями местных жителей. Он даже приобрел 18-метровый тотемный столб — в Париже он был установлен на входе в музей де л’Омме.

— В работах 1950-х годов Селигманн все чаще ссылался на растительные формы, изображал насекомых, космос, — его новое искусство сохраняло как классические элементы фигуры, так и наполнялось вздымающимися образами, движением и энергией, что отсылает к новому течению — абстрактный экспрессионизм.

Курт Зелигман

Они повлияли

течение

Абстракционизм

Символизм

Сюрреализм

друзья

Альберто Джакометти

Жан Арп

художники

Фернан Леже

Жоан Миро

Андре Массон

Он повлиял

течение

Сюрреализм

друзья

Макс Эрнст

Ив Танги

Вольфганг Паален

Фрида Кало

художники

Жак Херольд

Оскар Домингес

Таро Окамото

Кей Сейдж

Энрико Донати

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1960

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1955

описание

Материалы: чернила, гуашь, стирка, смола, бумага. Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк (США).

1954

описание

Материалы: масло, чернила, акварель, холст. Местонахождение: Whitney Museum of American Art, Нью-Йорк (США).

1949 - 1950

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Чикагского института искусств (США).

1948

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Moeller Fine Art, Нью-Йорк (США).

1947

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1944

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1944

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1939

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Weinstein Gallery, San Francisco (США).

1932