Константин Сомов - SKETCHLINE

назад

1869 - 1939

Константин Сомов

описание

Русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, книжный иллюстратор и театральный художник, автор серий произведений мелкой пластики.

Родился в семье учёного-искусствоведа Андрея Сомова, служившего хранителем Эрмитажа. Мать Надежда Лобанова — талантливая музыкантша и широко образованная дама. Константин интересовался искусством с детства.

К. А. Сомов был одним членов-руководителей общества «Мир искусства» в его первой и второй вариации, активно занимался организацией выставок в России и Европе, работал в одноименном журнале. Был также членом Союза русских художников. Благодаря исключительному таланту портретиста Сомов сохранил для истории и потомков облик десятков значимых личностей своей русской эпохи – А. Блока и М. Кузмина, А. Бенуа и С. Рахманинова, Ф. Сологуба и В. Иванова, а также русских парижан.

Ключевые идеи :

— Манера живописи К. Сомова соответствовала эстетике объединения «Мир искусства», то есть гармонично соединяла мечты с реальностью, отличаясь поэтичностью, утонченной одухотворенностью персонажей. Художник создал новый тип в портретном жанре – ретроспективный. Современниц он изображал в нарядах прошедших эпох, фоном служат старые парки. К примеру, за знаменитой «Дамой в голубом» (модель — Е. Мартынова) написан пейзаж с флейтистами, что придает всей картине и образу художницы особую элегичность.

— Знаменитым портретам представителей столичной интеллигенции, напротив, свойственна объективность. Портретируемые реальны и передают зрителю свою интеллектуальную энергию. Но эта предельная объективность и реальность у мастера особенные в силу того, что он использует смешанную технику. Выполнив рисунок карандашом, портретист применяет подцветку акварелью, расставляет акценты белилами, порой работает цветными карандашами. Такими, почти фотографическими, мы видим А. Блока, В. Иванова, М.Кузмина, Ф. Соллогуба.

— Лаконизм композиции в сочетании с тонкостью колористики и виртуозностью техники позволяет искусствоведам использовать термин «сомовский портрет». В автопортретах мастер относится к себе с отстраненной пытливостью, передавая почти во всех работах тот налет «дендизма», который был ему свойственен. Это прослеживается и в изысканности одежды, и в некоем талантливом щегольстве графической манеры исполнения и выбранного колорита.

— Как продолжатель, а порой и законодатель традиций «Мира искусства», Сомов очень много работает в книжной графике («Нос» и «Невский проспект» Гоголя, творчество Иванова, обложки сборников Бальмонта, Блока ). Изысканная по цвету, рисунку и орнаментам, графика также несет печать ретроспективизма, проявляющегося в особой романтике сюжетов. К образцам петербургского утонченного стиля относятся и работы Сомова в мелкой пластике – фарфоровые образы «Графа Нулина», серия «Влюбленные» и др. Петербуржцы как школа в целом более универсальны, чем москвичи. Сомов — яркий пример такого универсализма. Кроме уже перечисленных жанров, он создает театральные костюмы (Коломбина для А. Павловой) и декорации, эскизы для панно и предметов обихода.

Константин Сомов

Они повлияли

течение

Импрессионизм

художники

Илья Репин

Александр Николаевич Бенуа

Обри Бёрдслей

Арнольд Бёклин

Франц фон Штук

Пюви де Шаванн

Эдвард Коли Бёрн-Джонс

Он повлиял

течение

Фовизм

Кубизм

художники

Михаил Ларионов

Филипп Малявин

Борис Кустодиев

Леонид Александрович Успенский

Всеволод Максимович

описание

Местонахождение: Ашмольский музей искусства и археологии, Оксфорд, Великобритания.

1932

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1925

описание

Материалы: гуашь, акварель, карандаш, бумага. Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1923

описание

Местонахождение: Киевский национальный музей русского искусства, Украина.

1918

описание

Материалы: гуашь, акварель, бумага. Местонахождение: Одесский художественный музей, Украина.

1915

описание

Материалы: гуашь, акварель, картон. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1915

описание

Материалы: гуашь, акварель, бумага. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1912

описание

Материалы: гуашь, бумага. Местонахождение: Одесский художественный музей, Украина.

1910

описание

Материалы: акварель, гуашь, бумага, картон. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1909

описание

Материалы: гуашь, карандаш, акварель. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1907