Константин Фёдорович Юон - SKETCHLINE

назад

1875 - 1958

Константин Фёдорович Юон

описание

Русский живописец, мастер пейзажа, теоретик искусства и художественный критик, театральный художник. Творческая карьера, как и личная жизнь художника были счастливыми. Он был успешен с ученических лет, его ценили и после революции, удостаивали разных почестей (премий, орденов, званий), он избежал всех гонений, накатывавших на страну волнами. Однако приспособленцем никогда не был – писал в своей манере и в основном на «свои» темы — пейзажи, архитектура, гораздо меньше уделяя внимания сюжетной и портретной живописи.

Стиль Константина Юона, близкий к реализму и умеренному импрессионизму, приобретал некий окрас то символизма, то примитивизма, но всегда оставался живым и неподдельным.

Огромное наследие мастера составляет коллекции главных российских музеев и галерей, присутствует в собраниях почти всех областных и бывших республиканских музеях пост-советской территории.

Ключевые идеи:

— Усвоив некоторые из принципов и приемов французских импрессионистов, Юон не порывал тесных связей с традициями русского реализма: он не «растворял» форму предметов в окружающей среде и не отказывался от перспективы.

— Подобно Борису Кустодиеву, Юон любил русскую старину за ее декоративную красочность, применял в сюжетных картинах приемы наивного искусства.

— Юон был свидетелем открытия реставраторами древнерусской иконописи – те яркие и чистые цвета, что были обнаружены, повлияли на формирование колористической манеры художника.

— Мастер любил радость в природе и в жизни, поэтому охотнее всего запечатлевал солнце, искристый снег, народные яркие одежды, выразительные памятники древнерусской архитектуры в окружении пейзажа. Его основное творческое кредо: «созерцание природы и неба – это всегда возвышенное благословение».

— Приступая к картинам на исторические темы, Юон подавал их также через пейзаж. Обобщая смыслы, он стремился оставаться предельно достоверным; это характерно для поздних произведений художника, написанных в подмосковной деревне Лигачево (живописец часто работал там с 1908 по 1958 год, построив себе дом-мастерскую).

— Некоторые картины позднего периода он написал по воспоминаниям детства и юности. Они отличаются особым лиризмом, потому что связаны с поэтическим восприятием быта старой дореволюционной Москвы, воспитавшей художника. Одна из картин 1946 года названа подробно: «Кормление голубей на Красной площади в 1890-1900 годах».

Константин Фёдорович Юон

Они повлияли

течение

Символизм

Реализм

Примитивизм

Модерн

друзья

Александр Бенуа

Игорь Грабарь

художники

Николай Касаткин

Константин Савицкий

Абрам Архипов

Валентин Серов

Исаак Левитан

Он повлиял

течение

Модерн

друзья

Иван Дудин

художники

Любовь Попова

Ольга Розанова

Отто Скулме

Варвара Степанова

Надежда Удальцова

Роберт Фальк

Александр Васильевич Куприн

Владимир Андреевич Фаворский

Вера Игнатьевна Мухина

Василий Алексеевич Ватагин

Братья Веснины

Николай Джемсович Колли

Алексей Грищенко

Михаил Григорьевич Ройтер

Николай Борисович Терпсихоров

Юрий Алексеевич Бахрушин

Фалилеев Вадим Дмитриевич

Шая Ноевич Меламуд

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1947

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Харьковском художественном музее (Украина).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Симферопольском художественном музее (Украина).

1922

описание

Материалы: картон, темпера. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1921

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Донецком областном художественном Музее (Украина).

1917

описание

Материалы: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия). Местонахождение: бумага, акварель, белила.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1907

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском Музее, Санкт-Петербург (Россия).

1903