Румынский выдающийся скульптор мирового масштаба, большую часть своей творческой карьеры составивший во Франции. Является одним из главных художников-основателей стиля абстрактного ваяния и ярчайшим представителем парижской школы.
Константин Бранкузи, имеющий в авангардном искусстве XX столетия мировое имя, привел скульптуру к революционному упрощению форм. И это было не простым упражнением в пластическом дизайне, а реальной интерпретацией ритма современной ему жизни. При этом мастер, работавший в камне, бронзе и дереве, демонстрировал высочайшее техническое мастерство. Через подчеркнутую формальность и кажущуюся бедность формы он выявлял внутреннюю красоту используемых материалов, освобождая ее от поверхностных проявлений.
Доказательством того, что искусство Бранкузи не являлось пустой абстракцией, а было наполнено высоким содержанием, служит чрезвычайная популярность его работ и при жизни мастера, и в настоящее время. Пионер абстрактной скульптуры был широко известен в Европе, Америке, а также через своего почитателя и последователя И. Ногучи – в Японии, но никогда не забывал свои корни. Скульптор получал крупные заказы из Румынии, в том числе на парковые мемориалы.
Наследие художника востребовано и в 21 веке. Несмотря на то, что скульптуры имели немалое количество авторских повторов и последующих отливок, они оцениваются на современном арт-рынке в десятки миллионов евро или долларов.
В парижском Центре Жоржа Помпиду с момента его открытия есть отдельная комната со скульптурами Константина Бранкузи – автор завещал свои работы французскому народу.
Ключевые идеи:
— Скульптор использовал выразительность стилизованных текучих контуров, предпочитал целостные объёмы, плотную фактуру материалов для выполнения обобщённо-символических образов, таких как «Прометей» (мрамор).
— Со временем усиливая лаконизм и используя геометрическую отвлечённость форм, скульптор перешел к манере ваяния, близкой к абстракции. Бранкузи создал свой собственный стиль, отказавшись от обнаженной натуры и почти от всех способов передачи романтических тем. Скульптором была изобретена (или подсмотрена у архаичных мастеров) техника исполнения, названная им методом прямой резки. Самый яркий пример – работа «Поцелуй» (1907, камень).
— К. Бранкузи, добиваясь лапидарной простоты создаваемой формы, активно использовал традиции народного румынского искусства, фольклор кикладских и африканских культур. Это было органично для самих истоков его дарования, потому что художник всегда подчеркивал, даже вращаясь в кругах парижского бомонда, что он – крестьянский сын.
— Художник справедливо считается одним из пионеров и родоначальников абстракционизма в европейской скульптурной традиции. Его упрощение форм было не просто упражнением в пластическом дизайне, а реальной интерпретацией ритма жизни. Искусство румынского мастера и примитивно, и авангардно одновременно.
— Самобытные формы скульптора (к примеру, «сжимание» головы, созданной как отдельная скульптура), дают яркое представление о характере объекта, то есть не являются пустыми абстракциями, но наполнены содержанием, которое было воспринято в современных ему авангардистских кругах и целыми поколениями молодых творцов.