Английский художник, яркий и самобытный представитель сюрреализма, много работавший в технике коллажа. Конрой Мэддокс был также талантливым писателем и преподавателем.
В 1935 году вместе с литератором и художником Джоном Мелвиллом он основал отдельную от лондонского объединения группу художников-сюрреалистов Бирмингема. Они были недовольны Лондонской международной выставкой сюрреалистов 1936 года и в ней участия не принимали. Бирмингемское сюрреалистическое движение К. Мэддокса продолжало работать независимо от других представителей этого направления, в частности, от столичного значительного движения «Unit One», до середины 1950-х годов, оказав весомое влияние на целую плеяду молодых британских авангардистов.
Мэддокс продолжал работать более шестидесяти лет, оставаясь верным приверженцем сюрреализма, в то время как многие другие художники использовали стиль этого течения только несколько лет, чтобы двигаться потом в других направлениях.
Художник писал, что «сюрреализм — это трудный взгляд на реальность, но он предлагает выход из того типа общества, в котором мы живем. Общество изменится в один прекрасный день, и мы убежим от нашей непрекращающейся монотонности, от такой жизни, где мы не можем связывать наши мечты с реальностью». В целом к творчеству Конроя Мэддокса как нельзя точнее подходит определения, данное Рене Магриттом: «Сюрреализм — реальность, освобожденная от банальных смыслов».
Ключевые идеи:
— Конрой Мэддокс, признанный одним из главных представителей британского сюрреализма, обнаружил для себя этот стиль в середине 1930-х годов и оставался ему верен, в отличие от других художников, до конца долгой (более 60 лет) и очень продуктивной творческой карьеры. Он не посещал художественную школу и не имел формального обучения — был, по сути, самоучкой, днями просиживавшим в библиотеках, листая книги о современном искусстве, посещая галереи и изучая живопись по выставкам.
— Критикуя таких лондонских художников-сюрреалистов, как Пол Нэш и Роланд Пенроуз, бирмингемский новатор больше внимания уделял оригинальным сюрреалистическим коллажам и интерьерным картинам в стиле Дж.де Кирико.
— Кроме картин и идей итальянского художника Кирико, Мэддокс высоко ценил искусство бельгийца Рене Магритта. В работах британского творца ключевым элементом изображения часто являются шляпы – отличительная деталь многих картин Рене.
— Довольно рано, уже с конца 1930-ых годов, и параллельно с фигуративной живописью Конрой Мэддокс обращался к абстрактным формам. В таких произведениях он использовал обычно более яркую палитру и на картинах оставлял много свободного пространства – локально окрашенный ни о чем, кроме настроения самого цвета, не говорящий фон.
— Отличительной чертой искусства Конроя Меддокса является озадачивающие сочетания в одной картине странных устройств (типа паровых машин) и утилитарных бытовых предметов.
— Еще одна характерная особенность картин и коллажей бирмингенского сюрреалиста – любовь к «зовущей» открытой перспективе. В его многочисленных интерьерных сюрреалистических картинах почти не бывает замкнутого пространства.