10 декабря в зажиточной семье врача (отец был известным в Париже гомеопатом) родился второй сын, которого назвали Кер-Ксавье.
1867 - 1944
Фанцузский художник-символист, оригинальный график и декоратор, представитель творческой группы «Наби» (франц. Nabis, с древнееврейского переводится на русский как «избранные», «пророки»; предложил название поэт Анри Казалис). Будучи современником многих великих талантов и даже гениев живописи и графики, Руссель сумел создать и сохранять на протяжении долгой творческой жизни собственный стиль и создать свой отдельный художественный мир с большими сериями картин, посвященных одной тематике, в частности, античной.
Ключевые идеи:
— Представляя, наравне с импрессионистами, одно из главнейших направлений изобразительного искусства конца 19 — начала 20 веков, набиды, к которым примкнул Кер-Ксавель Руссель, не были однородной группой.
— Произведениям Русселя, как и творениям таких его товарищей по сообществу, как П. Серюзье и М. Дени, свойственны религиозно-мистические настроения и внимание к античности, к мифологии разных народов.
— При этом творчество Русселя, хотя и характеризуется декоративной обобщенностью форм, в основном не имеет четких контуров. Главенство цветового начала, присущее набидам, у Русселя не переходит в кричащие краски и эффектные контрасты.
— Отличительной чертой Кер-Ксавьера, который, как и его товарищи, интересовался плоскостной стилизацией, является смягченная музыкальность ритмов. Он менее других использует приемы примитивной живописи, а к технике японской гравюры прибегает только в литографиях.
— Все эти отступления от выработанных группой канонов подчеркивают яркую индивидуальность Русселя – он смог соединить открытия импрессионистов и постимпрессионистов с манерой письма, близкой к академической.
1867
1887
1888 - 1890
1889 - 1891
1893
1899
1906
1908
1911 - 1915
1926
1938
1944
10 декабря в зажиточной семье врача (отец был известным в Париже гомеопатом) родился второй сын, которого назвали Кер-Ксавье.
Начал учиться в художественной мастерской Леона Диогена Мильяра.
Вместе с Дени и Вюйаром продолжал обучение уже в парижской Школе изящных искусств, где познакомился с Пьером Боннаром.
Вступил в художественную группу «Наби»; впервые экспонировал (вместе с другими набидами) свои работы в галерее Ле Барк де Ботвиль; в журнале La Revue blanche печатал свои первые литографии.
Вступил в брак с Мари Вюйар, сестрой своего друга.
Семья переселилась в Л’Этан-ла-Виль; вместе с Боннаром и Вюйаром Руссель совершил путешествие по Италии, на озеро Комо, во Флоренцию, получая новые впечатления для полотен и рисунков.
Отправился с Морисом Дени на Средиземное море; посетил П. Сезанна в Экс-ан-Провансе и П. Синьяка в Сен-Тропе.
Стал профессором в открывшейся Академии Рансон наряду с Полем Серюзье, Аристидом Майолем, Вюйаром, Феликсом Валлотоном.
Создавал декорации для Театра Елисейских Полей; в Первую мировую войну жил в Швейцарии, продуктивно работая для Музея искусств Винтертура, где и сейчас экспонируется ряд его работ.
Был удостоен престижной премии Карнеги.
Работал в Женеве над оформлением дворца Лиги Наций.
Умер 5 июня; погребен в городке Л’Этан-ла-Виль, регион Иль де Франс, близ Версаля.
течение
Синтетизм
Символизм
Импрессионизм
друзья
Пьер Боннар
Поль Серюзье
Морис Дени
Эдуар Вюйар
художники
Поль Гоген
Луи Анкетен
Пюви де Шаванн
течение
Модерн
Кубизм
друзья
Эдуар Вюйар
Аристид Майоль
Феликс Валлоттон
художники
Жак Липшиц
Роже де ла Френе
Александра Васильевна Щекотихина-Потоцкая