Кензо Танге - SKETCHLINE

назад

1913 - 2005

Кензо Танге

описание

Кензо Танге (1913 – 2005) — японский архитектор, который принадлежит к лидерам поколения «новой архитектуры». Творчество Кензо Танге глубоко национальное, но значение его творчества не ограничивается рамками национального. Его архитектурная концепция основывается на идеях тотального обновления жизни архитектурой. Его занимает значение архитектуры как средства организации общения между людьми. Особенность вклада К. Танге в теорию архитектуры связана в первую очередь с новой трактовкой проблемы национальных традиций. он стремится соблюдать диалектический метод в анализе современной действительности. Изучение проблем современного общества приводит Танге к выводу о необходимости понимание архитектуры как искусственной среды, приспособленной к действительности, которая динамично меняется.

 

Ключевые идеи творчества

  1. Родство принципиальных основ современной архитектуры и национальной традиции.
  2. В творчестве К.Танге ощутимое влияние Ле Корбюзье.
  3. Путь в архитектуре К.Танге от замкнутого микромира отдельного здания до макромира.
  4. Танге предложил идею «тройной шкалы масштаба»: масштаб человека, масштаб человеческих масс (передвижение и деятельность групп людей отвечает просторам площадей) и сверхчеловеческий масштаб – это масштаб города. Эта структурная градация масштабов привела к переходу от здания к градостроительной системы.
  5. Вклад в создание концепции архитектурного метаболизма. Желая преодолеть кризис тогдашнего города, метаболизм предлагает принципы динамической сменности, органического роста систем расселения архитектурных сооружений, сочетая долговременные структуры с кратковременными. Метаболисты считали, что с распространением электроники стирается граница между частным и публичным пространством. Новый образ жизни меняет жилье, которое превращается в капсулу, заполненную электроникой. Общественные учреждения становятся коммуникационными узлами, а города – пространством для новых впечатлений. Главная цель метаболического подхода – способствовать градостроительными работами динамическому развитию общества.

 

Базовыми понятиями архитектурного метаболизма являются:

— метаболическая генерация – постепенная внутреннее изменение структуры;

— непрерывный внешнее движение – рост;

— внезапная «метаморфическая трансформация» функциональных связей.

В метаболическом понимании развития выделяется три аспекта, соответствующих основным направлениям градостроительной деятельности: 1. Метаморфическая трансформация радиально-кольцевой – с центростремительным тяготением структуры города, в «линеарную» или осевую – в структуру, имеющую преимущественное направление развития; композиционное выражение физического роста города находит выражение в транспортной системе, сложившейся вроде «цепи-позвоночника» с «ребрами» (идея проекта «Токийский залив»). Традиционное двухмерное зонирования территори заменяеься на трехмерное – вертикальное зонирование.

  1. Метаболическая генерация, в противовес метаморфической трансформации, – свидетельствует об эволюционном характере изменений внутренней структуры. Жизнеспособность традиционной японской архитектуры объясняется тем, что в ее основе лежит гибкая вариантная система, обеспечивающая многообразие форм и функциональность в условиях непрерывных изменений жизненных стандартов.
  2. Метаболическая структура рассматривается как искусственная система, или же – «вторая природа», что «реализует внешний рост и такая, что поощряет будущее развитие». С учетом фактора времени это означает «полное освоение пространства» в четырех измерениях.

6 принципов архитектуры Кензо Танге:

  1. Простота плана и форм (как оптимальный вариант пространственной композиции для выражения замысла);
  2. Потребности типизации (в противовес так называемому «наивному функционализму» – проявление существенных архитектурных элементов, которые способны художественно трактовать представленную функцию); в пример типизации приводится собственное жилье, собственноручно построенное жителями);

3.Выражение архитектурными средствами ощущения и впечатления мощи и силы (за счет гипертрофии деталей и демонстрации огромных бетонных поверхностей) и – создание форм, отвечающих динамизму современной жизни;

  1. Запрет на орнаментацию;
  2. Требование правдивости материала;
  3. Требование любой ценой избегать «фальшивой красивости», – самообмана в трактовке образа  как способность достигать максимального разнообразия в условиях строгого самоограничения в подборе средств.

 

Основные сооружения:

  1. Мемориальный комплекс Мира в г.Хиросима,1955.
  2. Частный дом К.Танге в пригороде Токио.
  3. Детская библиотека в Хиросиме, 1953г.
  4. Проект реконструкции Токио «Токийский залив», 1960.
  5. Олимпийский комплекс Йойоги, 1964.
  6. OUBCentre, Сингапур, 1986.
  7. Здание FujiTelevisionв Одайба, Токио, 1996.
  8. Здание префектруры в Кагава, Япония, 2000.
  9. Пресс-центр в Сидзуока, 1971.

Кензо Танге

Они повлияли

художники

Ле Корбюзье

Кунио Маэкава

описание

Объем здания формируется из 8-ми гиперболических параболоидов, которые пересекаются. Здание поднимается от ромбовидного плана внизу к латинскому кресту сверху. Четыре вертикальных фасада продолжают световой поток из крестообразной формы, созданный пересечением параболоидов. Объем здания характеризуется простыми геометрическими формами и симметрией. Национально-обусловленных стилистических ассоциаций собор не вызывает.

1963 - 1964

описание

В творчестве Танге возникла скульптурная архитектура или архитектурная скульптура. Проблема традиций уже отошла на задний план. Вершиной творчества Танге стал комплекс спортивных сооружений к Олимпийским играм в Токио. Два мощных объемы «вырастают» из земной поверхности. Они связаны динамикой криволинейных форм и объединены между собой низким прямоугольным подиумом.

1964

описание

Предлагалась революционная замена замкнутой радиально-кольцевой структуры города, которая сложилась исторически, на трехмерную «линеарного» схему растущей планировочной схемы с модульной транспортной системой, обеспечивающей свободное развитие функциональных зон в сторону Токийского залива и над ним. Принципиальным в проекте было использование акватории Токийского залива, – как огромного территориального резерва развития города.

1960

описание

Основа конструкции – поднятый над землей раструб, образованный железобетонной оболочкой между раструбом и землей – стеклянный цилиндр с легким стальным каркасом, ограждающим внутреннее пространство. Эта конструкция стала модной и была предметом для подражания.

1953

описание

Традиционные приемы гибкого использования жилого пространства сочетаются с современным приемом «открытого плана», организованного вокруг компактного ядра с обслуживающими помещениями.

1951 - 1953

описание

Комплекс расположенный на месте уничтоженного центра города. Здание мемориального музея, его композиция напоминает древние зерновые амбары, поднятые на столбы. Этот тип сооружения стал основой развития многих зданий Японии.