Йоко Оно — английская и американская художница-новатор, писатель, музыкант японского происхождения. Йоко стала известна широкой публике во многом благодаря своему браку с музыкантом, участником легендарной группы «Битлз» Джоном Ленноном. Однако еще задолго до этого союза она ярко проявила себя в концептуальном искусстве, став одним из первопроходцев инсталляции и перформанса.
Художница одной из первых полностью отказалась от материального в своем искусстве. Некоторые ее перформансы вовсе не имеют в своем составе каких-либо предметов, а являются интерактивнм действом. Порой они заключаются лишь в словесных инструкциях, которые посетитель выставки должен был выполнить, чтобы понять и, что немаловажно, почувствовать смысл замысла автора. Например, в работе «Cloud Piece» 1963 года Йоко Оно предлагает зрителям вырыть яму в саду и залить в нее облака.
Джон Леннон называл супругу «самым известным неизвестным художником мира». Она вынуждена была постоянно доказывать свою состоятельность как оригинальный художник, а не просто жена популярнейшего рок-музыканта.
Параллельно занимаясь музыкальным творчеством, Йоко Оно успевала создавать смелые и неординарные концептуальные работы, многие из которых намного опередили свое время и заслужили пристального внимания со стороны критиков и поклонников современного искусства. Свои перформансы и инсталляции она продолжает демонстрировать и в 21 веке.
Ключевые идеи:
— Основной вклад Йоко Оно в концептуальное искусство заключается в том, что она одной из первых стала привлекать посетителей к непосредственному участию в экспозиции. Большинство работ художницы задуманы таким образом, что понять их можно только благодаря определенным действиям, совершить которые зритель должен сам. Как и все концептуалисты, Йоко Оно на первое место ставила идею, а не внешний вид произведения. Ее работы никогда не были бы поняты публикой без подробных инструкций, пояснений и предыстории. Искусство художницы – вещь нематериальная оно существует только в сознании его участника.
— Художница стала важной фигурой феминистского искусства в 1960-х годах. Ее работа «Отрезанный кусок» стала первым феминистским перформансом и привлекла внимание общества к проблемам женской идентичности в мире искусства. В ходе представления участники могли по очереди отрезать куски от одежды Йоко при помощи ножниц. Это помогло установить непосредственный контакт художника и зрителя, что никто не делал до этого.
— Йоко Оно стремилась к синтезу искусств, что в 60-х годах также было довольно необычно. Она организовала студию для хореографов, художников и музыкантов, которые создавали свои произведения все вместе. Сама японка пробовала себя в различных жарах: писала стихи, участвовала в музыкальных проектах вместе с Ленноном, и создавала неимоверные, порой шокирующие и эпатажные инсталляции и представления.
— Одним из основных мотивов творчества японской художницы была борьба за мир и антивоенная пропаганда. Вместе с Джоном Ленноном они устроили в свой медовый месяц знаменитый перформанс, не вставая с кровати в течение нескольких дней в гостиничном номере. Во время этой своеобразной «забастовки» музыканты давали интервью прессе, призывая людей к миру, доброте, толерантности и взаимопониманию.