Родился художник в интеллигентной и обеспеченной семье. В возрасте 6 лет пережил смерть сводной сестры, с которой был невероятно дружен. Эта трагедия оставила не заживаемый след в душе Йиндржиха, а впоследствии отразилась и на его творчестве.
1899 - 1942
Чешский художник-новатор, фотограф, график и театральный декоратор, поэт и теоретик искусства, ярчайшая фигура европейского сюрреализма 20 столетия. Йиндржих Штырский также считается представителем парижской школы живописи, так как значительное время жил и работал во Франции.
Воспитанник Пражской Академии художеств был частью чешской художественной богемы и входил в период ее развития между двумя мировыми войнами в национальные авангардные объединения – сначала в группу «Devestil», затем в «Манес», а позже — в сообщество сюрреалистов, одним из основателей которого Й. Штырский стал в 1934 году. Кроме того художник стоял у истоков становления авангардного фотографического искусства и новой сценографии в Праге — руководил Свободным театром столицы Чехии.
В 1930-ые годы Й. Штырский выступил редактором частного подписного издания «The Erotic Revue» с иллюстрациями от широкого круга известных чешских художников. Каждый выпуск художник дополнял собственными коллажами. К числу самых важных сюрреалистических произведений относится «Emily Comes to Me in a Dream», вышедшее в сопровождении эротических фотомонтажей автора и психоаналитической интерпретации Б. Брука. Оно значительно ускорило преодоление табу и цензуры буржуазной культуры того времени.
Йиндржих Штырский — весьма своеобразный, а потому не просто читаемый художник чешского межвоенного искусства. Его произведения признаны современной европейской классикой авангарда и представлены в главных музеях и галереях Чехии.
Ключевые идеи:
— Ранние работы Штырского были написаны, в своем большинстве, под влиянием кубизма, причем художник был признан как кубист с лирическим фокусом. Однако родным для чешского мастера стилем немного позже стал сюрреализм. Он уже в возрасте 21 года «выпустил в свет» первый фотоснимок в стиле сюрреализма. Увлечение фотографированием было настолько сильным, что Йиндржих занимался этим видом искусства на протяжении всей творческой карьеры и оставил значительное и значимое наследие в искусстве фотографии.
— После 1925 года живопись Генриха Штырского стала близка к нефигурной, то есть имела черты абстрактного искусства. Отправившись вместе с верным другом художницей Тойен (Марией Чермиловой), в Париж, художник заявил о создании нового оригинального направления, названного артифициализмом. Оно представляло собой альтернативу как сюрреализму, так и абстракционизму.
— В начале 1930-х годов искусство чешского мастера приобрело более отчетливые черты сюрреализма. Вернувшись в Прагу, он стал одним из организаторов общества сюрреалистов в Чехословакии, основным руководителем которой был друг Йиндржиха чешский поэт-новатор Витезслав Незвал.
— Художник, наряду с картинами и фотографиями, много внимания уделил красочным коллажам и театральной сценографии. Для всех этих видов творчества главным источником для вдохновения были мечты, отдельные наблюдения и фантазии. Зрелому мастеру присущ повышенный интерес к эротике как в художественных, так и в литературных творениях — самым известным текстом с авторскими эротическими иллюстрациями-коллажами стал сюррелистический рассказ «Эмили приходит ко мне во сне».
1899
1918
1922
1923
1925
1928
1932
1934
1935
1942
Родился художник в интеллигентной и обеспеченной семье. В возрасте 6 лет пережил смерть сводной сестры, с которой был невероятно дружен. Эта трагедия оставила не заживаемый след в душе Йиндржиха, а впоследствии отразилась и на его творчестве.
Получив начальное образование в гимназии в Градец-Кралове, поступил в Пражскую академию художеств и вскоре стал активным участником творческой богемы столицы.
Познакомился с М. Черминовой (известна как художница Тойен), с которой был дружен до конца своих дней. Выполнил свои первые фотоработы в стиле сюрреализма – это увлечение стало делом всей творческой карьеры наравне с живописью.
Вошел вместе с Йозефом Шимой в ряды творческого сообщества «Devestil», отделение которого было открыто в Брно. Литераторы и художники посвящали свои творения пролетарскому искусству и работали в стиле так называемого магического реализма.
Вместе с М. Черминовой переехал в Париж. Там творческая пара оставалась более трех лет, создавая работы в уникальном стиле, впоследствии названном «артифициализм». Все годы работы активно выставлялись в галереях и участвовали в Салонах.
После возвращения в Чехию художник стал главным декоратором-оформителем Пражского авангардного Театра Освобождения. Издавал журналы «Одеон», «Эротическое обозрение».
Вступил в авангардное художественного объединение литераторов и художников «Манес», оставался его членом и активным участником выставок до конца жизни.
Под руководством В. Незвала и вместе с Тойен, Б. Бруком, К. Тейге стал основателем Пражского Общества сюрреалистов Чехословакии. Деятельность группы была сосредоточена вокруг организации выставок (самые крупные прошли в 1935 и 1938 годах) и дебатов, в которых участвовали приглашенные французские мэтры Андре Бретон, его жена Жаклин и Пол Элюар.
По приглашению коллег вновь переехал в Париж. Однако вскоре он серьезно заболел. Диагноз «нарушение деятельности сердечной мышцы» был неизлечимым на то время.
Вернувшись в Прагу, тяжело больной художник решил добровольно уйти из жизни. Последней незаконченной работой осталось полотно «Maldoror», начатое в 1941 году и на аукционе 2007 года. Оно было продано на аукционе 2007 года почти за 13 миллионов чешских крон. Первая мемориальная ретроспектива художника состоялась уже после войны в 1946 году.