Родился художник в семье известных музыкантов: дед возглавлял Парижскую оперу, потом писал балеты для русских императорских театров.
1892 - 1956
Русский итальянского происхождения художник, много лет работавший во Франции. Ученик Репина и яркий представитель русского авангарда в раннем периоде творчества Жан Пуни в более длительный парижский период своей карьеры работал в манере фовизма, лирического примитивизма.
Был организатором и спонсором таких авангардистских выставок, как «Трамвай В» и последней футуристическую выставку «0, 10». Написал в соавторстве с женой художницей Ксенией Богуславской манифест, декларирующий освобождение творчества от смыслового содержания. Вместе с Малевичем выступал с лекцией «Кубизм – футуризм – супрематизм» и стал членом- учредителем союза «Свобода искусству», сообщества «0, 10».
Был профессором петроградских свободных художественных мастерских, сотрудничал с газетой «Искусство Коммуны», по приглашению М. Шагала преподавал в Витебскской Народной художественной школе.
Эмигрировав в Германию, написал полемическую по содержанию книгу «Современное искусство», которая содержала не только пристрастный анализ, но и резкую критику беспредметничества.
Став гражданином Франции, дважды удостаивался орденов Почетного легиона. Творчество Пуни разных периодов представлено во многих музеях мира – кроме России, это Франция, США, Великобритания и другие страны.
Ключевые идеи:
— Эволюцию творчества Ивана Пуни во многом определяли постоянные внутренние противоречия. Эмоциональный, близкий к экспрессионистическому художественный темперамент побудил довольно резко отойти от раннего стиля синтетического фовизма к полотнам в духе аналитического беспредметного искусства. Однако затем он вернулся к красочным натюрмортам и сюжетам.
— Художник, очень вдохновившись внедрением реальных материалов в футуристские и кубистские коллажи, создавал рельефные конструкции и впоследствии переносил элементы и принципы в абстрактные живописные композиции.
— В преддверии выставки «0,10» (1915, Петербург) Пуни вместе с Малевичем, Богуславской, Клюном в листовке излагал общее для них художественного кредо: «картины — это новая концепция реальных, но абстрагированных элементов, а потому они лишены привычных смыслов». В соавторстве с Казимиром Пуни написал лекцию-доклад «Кубизм-футуризм-супрематизм», где утверждалась «вершинность» нового искусства.
— В Берлинский период творческой карьеры (начало 1920-х годов) Пуни посчитал необходимым заявить об осуждении собственных супрематических достижений, что, с точки зрения истории искусства, не отменяет и не уменьшает их значения и ценности.
1892
1900
1910
1912
1914
1915
1917
1919
1921
1924
1928
1940
1946
1956
Родился художник в семье известных музыкантов: дед возглавлял Парижскую оперу, потом писал балеты для русских императорских театров.
Получил начальное художественное образование — брал частные уроки у И. Репина, но по настоянию отца восемь лет учился в Петербургской и Николаевской Военных академиях.
Первая поездка в Париж, занятия в частных академиях Жюлиана и Коларосси. Начинающий художник открыл для себя сразу многих новаторов — Сезанна и фовистов, набидов.
Вернулся в Петербург, посетив Италию. Свел дружбу с футуристами Бурлюками, Маяковским, Хлебниковым, Кульбиным, Малевичем и экспонировал написанные в новом стиле картины на выставке «Союза молодежи». В следующем году женился на художнице-дизайнере Ксении Богуславской, с которой познакомился в Париже и которая стала его единомышленником по авангарду и издателем.
Вторая поездка в Париж и увлечение кубизмом, впервые выставил работы в Салоне Независимых. Создал обложку футуристического альманаха «Рыкающий Парнас», который издавался на средства К. Богуславской и был арестован цензурой.
Вернулся в Россию, стал главным спонсором и соорганизатором скандальных футуристических выставок «Трамвай В», «0,10». Петербургская квартира Пуни являлась местом встреч художников-авангардистов и поэтов-футуристов. В январе 1916 он с Малевичем выступал в зале Тенишевского училища с лекцией «Кубизм-футуризм-супрематизм».
Стал экспонентом выставки «Бубнового валета», членом-учредителем союза «Свобода искусству». На следующий год участвовал в крупной выставке «Русский пейзаж» в Петрограде. В следующем году назначен профессором в свободных мастерских Петрограда.
Преподавал по приглашению М. Шагала в Художественном институте Витебска в должности профессора. В следующем году чета Пуни переехала в Германию, где они жили и работали три с половиной года.
Персональная экспозиция в берлинской галерее «Штурм» (Sturm-Galerie) была организована ее владельцем Хервартом Вальденом. Экспозиция ретроспективного характера представляла все периоды творчества, в ней было 215 работ — живописных и графических. Позже в Берлине был опубликован программный текст «Современная живопись» (1923), смысл которого – «сведение счетов» с беспредметной живописью.
Окончательного поселился во Франции, почти ежегодно экспонировался в салоне Тюильри. Совместная с К. Богуславской выставка в галерее Barbazanges прошла в следующем году. Стиль Пуни постепенно приблизился к тому лирическому примитивизму, который был основным всю остальную карьеру и по духу был близок к работам П. Боннара и Э. Вюйяра.
После крупной выставки новейших искусств в Ленинграде (1927) принимал участие в нескольких значительных экспозициях: Международной в Брюсселе, Современного французского искусства в Москве, в галерее Бернхейма.
В связи с оккупацией переехал на юг Франции, в Антибу. Два года работы позволили по возвращении в Париж провести большой персональный вернисаж в галерее Л. Карре.
Принял французское гражданство и в следующем году был удостоен первого ордена Почетного легиона. Второй офицерский орден Почетного легиона был вручен художнику в 1952 году. Участвовал в показе «В честь Победы», организованном Комитетом «Франция–СССР». По приглашению ЮНЕСКО экспонировал работы в международной выставке в Музее современного искусства, на Выставке современного французского искусства в Люксембургском музее.
Иван Пуни умер 28 декабря 1956 года в Париже, Франция.
течение
Супрематизм
Кубизм
Футуризм
Неопримитивизм
друзья
Марк Шагал
Давид Бурлюк
Альбер Марке
Фернан Леже
художники
Илья Репин
Поль Сезанн
Николай Кульбин
Казимир Малевич
Пьер Боннар
Эдуард Вюйяр
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Фернан Леже
Амеде Озанфан
Джино Северини
Соня Делоне
художники
Ксения Богуславская
Иван Клюн
Надежда Удальцова