Иван Мясоедов родился 12 октября 1881 года в Харькове, тогда — Российская империя.
1881 - 1953
Украинский художник, мастер живописи и графики, автор больших панно на темы мифов, портретист, пейзажист и живописец бытового жанра, иллюстриратор.
Родился в семье известного жанриста, одного из основателей движения передвижничества Григория Григорьевича Мясоедова и художницы Ксении Ивановой. Мясоедов женился на Ксении, когда она уже носила ребенка, которого своим он долго не признавал. Крестным отцом стал некий Зотов – этой фамилией Иван воспользовался в эмиграции. Отец, не позволяя супруге проявить материнские чувства и внушая мальчику, что он — подкидыш, отдал ребёнка семье своего друга А. Киселёва, талантливого передвижника-пейзажиста.
Иван — создатель первых почтовых марок княжества Лихтенштейн, занесенных во все каталоги. В Лихтенштейне в честь 100-летия «профессора Е. Зотова» выпускалась серия марок, ему посвященных, в 1992 г. создано Товарищество искусств им. Е. Зотова (И. Мясоедова), выкупившее у наследников и коллекционеров более 3 тыс. работ художника и построившее для них современный музей.
Написал «Манифест наготы», вошедший в сборник «Нагота на сцене». Издание вызвало много протестов ревнителей нравственности, зато портрет И. Мясоедова, помещенный в нем, даёт возможность увидеть «античный» облик самого автора с татуированными веками (грим циркового артиста). В эти же молодые годы художник профессионально увлекся фотографией и создал серии фотокомпозиций на мифологические и исторические темы, снимаясь в нагом виде в роли античного героя, Бахуса или Меркурия.
Всего Иван Григорьевич, сын фундатора передвижничества Г. Мясоедова, оставил более 4 тыс. живописных и графических работ.
Ключевые идеи:
— В ранней живописи И. Мясоедов питал пристрастие к антично-мифологическим темам, выполняя их в манере, близкой к характерному немецкому модерну. Будучи сторонником культа античности, который в его альма-матер (петербургская Академия художеств) в начале 20 века доминировал, он всячески пропагандировал красоту обнаженного тела.
— В Павленковский период (с 1912 г.) моделью для портретов и картин становится Мальвина Верничи – итальянская танцовщица, ставшая женой и верной подругой Мясоедова. Ее экзотическую внешность муж и целый круг молодых художников высоко ценили.
— В конце 20-х годов в Берлине Иван Мясоедов пишет десятки ностальгических картин украинской тематики, используя технику импрессионистов – широкий мазок, светлые краски, общую праздничность сюжета. Особенно выразительно полотно «Чаепитие в Павленках», где уютный мир родной усадьбы явно идеализирован.
— Особое место в наследии мастера занимают рисунки для почтовых марок Лихтенштейна, на 15 лет ставшего его второй родиной и знавшего его как профессора Зотова. Композиционное мастерство Мясоедова-графика, умение выделять центральные персонажи и гармонично вписать в филигранно выполненный орнамент получило государственное признание в альпийском княжестве. Образцом работы Зотова-гравера считается марка с изображением стилизованной «Мадонны-Утешительницы» номиналом 10 франков (вышла в 1941 г.) Эффектной оказалась историческая серия — 5 марок к 600-летию размежевания Лихтенштейна и Швейцарии.
— В 1940-е годы к прежним модернистским мифологиям и символистским аллегориям добавился цикл так называемых «исторических кошмаров» — изображение ужасов революций и войн, воплощенных в образах стада мрачных человекообразных горилл. («Революция», «Толпа демонов» и др.) К этому циклу примыкает серия символических рисунков-заставок к философскому труду « Энциклопедия общеутверждающих понятий», над которым И. Мясоедов работал до конца жизни.
— Одна из последних картин мастера «Море и небо. Отъезд в Аргентину» (1953) вся светится безмятежным покоем, дающим надежду на мирную оседлую жизнь.
1881
1889 - 1896
1896 - 1903
1907 - 1909
1909
1910 - 1911
1911 - 1914
1917 - 1921
1922 - 1934
1934 - 1946
1946 - 1948
1953
Иван Мясоедов родился 12 октября 1881 года в Харькове, тогда — Российская империя.
Жил с «няней Ксенией» в родовом имении отца Павленки (было под Полтавой, сейчас – один из ее районов), посещал организованную отцом частную художественную школу-студию. О том, что Ксения была его матерью, узнал от отца только после ее смерти в 1899 г.
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, участвуя в коллективных ученических выставках; получил звание «неклассного художника». Страстно увлёкся силовыми видами спорта и в V чемпионате России получил 1 приз за упражнения с гирями. Ездил в Англию для зарисовок коронации Эдуарда VII (1903, поручение великой княгини Елизаветы Федоровны).
Поступил в батальную мастерскую Академии художеств, посещал мастерскую гравюры профессора В. Матэ. Обучение в академии совмещал с занятиями Петербургского атлетического общества графа Рибопьера. Под псевдонимом маркиз Де Красаз выиграл II приз Всероссийского чемпионата по тяжёлой атлетике.
Получил звание художника и оплачиваемую поездку для усовершенствования навыков в Европу за конкурсную работу «Поход минойцев». Пребывая в Риме после мессинского землетрясения, демонстрировал в цирке силовые трюки и получил немалую сумму, которую тут же пожертвовал нуждающимся, о чем с восторгом сообщали газеты.
Участвовал в создании панорамы «Бородинская битва» под руководством академика Ф. Рубо, увлекся фотографией, написал трактат об атлетизме и красоте обнаженный натуры в сборник «Нагота на сцене», поместив для примера фотоавтопортреты-ню. Узнав о болезни отца, отправился в Полтаву, до конца оставался с ним и зарисовал его агонию.
Жил в Павленках, организовывал выставки-продажи картин отца и собранных коллекций, работал как борец и гиревик в цирке. Создал художественно-философскую группу «Сад богов» (нудистско-атлетический кружок). Среди членов были Ф. Кричевский, В. Максимович и др. Женился на артистке цирка Мальвине Верничи, построил в Павленках дом в итальянском стиле. Не теряя связей с творческим Петербургом, выставлял свои картины в Академии художеств, оформлял столичные издания («Геркулес», «Вершины»). Был приглашен ректором в киевское художественное училище.
Уехал в Крым, был в армии Деникина художественным корреспондентом, эвакуировался на немецком корабле «Вигберт» в Константинополь, затем обосновался с женой и дочерью Изабеллой в Берлине.
В берлинский период пользовался успехом как портретист, написал цикл ностальгических картин из жизни Украины («Прощание с Павленками», «Подсолнух с кобзарем» и др.). Произведения издавались на открытках фирмой «Ольга Дьякова и К°». Мастерство рисовальщика и гравёра подтолкнуло Ивана на подделку денег, за что провел в Моабитской тюрьме 3 года, позже отбывал срок в Лукау. Между отсидками удачно исполнил роль боярина в «Играх императрицы» В. Стрижевского (1929). Создал рекламу — знаменитый плакат для голливудского фильма «Трейдер Хорн» по натурным зарисовкам животных в зоопарке.
После прихода к власти Гитлера семья уехала под именами Евгения и Мальвины Зотовых в Латвию через Брюссель, где Иван написал портрет Бенито Муссолини, позже напечатанный на обложке журнала «Новая Италия». Как чехословацкие граждане Зотовы по фальшивым паспортам поселяются в Лихтенштейне (Вадуц), Евген Зотов стал «придворным художником», создававшим портреты членов княжеского дома, а также эскизы почтовых марок, очень прославившие мастера.
Зотовых лишили гражданства, выявив фальшивые паспорта, а вскоре Иван был арестован за подделку кредитных бумаг и приговорен к 2 годам тюрьмы условно за недостатком улик и с условием покинуть страну.
Семья переехала в Буэнос-Айрес (Аргентина), где через три месяца 27 июля художник скончался от саркомы печени.
течение
Символизм
друзья
Федор Кричевский
Кузьма Петров-Водкин
Федор Богородский
Григорий Григорьевич Мясоедов
художники
Николай Алексеевич Касаткин
Василий Николаевич Бакшеев
Владимир Егорович Маковский
Франц Алексеевич Рубо
Василий Васильевич Матэ
Александр Александрович Киселёв
течение
Модерн
друзья
Всеволод Максимович