Иосиф Исер родился 21 мая в 1881 году в Бухаресте.
1881 - 1958
Выдающийся румынский художник, график и иллюстратор еврейского происхождения.
Детство будущего мастера прошло в городе Плоешти. Там же он получил среднее образование. Поскольку с ранних лет Иосиф любил рисовать и имел к этому талант, он устроился работать оформителем витрин и вывесок.
Один из самых плодовитых живописцев Румынии 20 столетия, добившийся известности в Европе, работал во всех жанрах, написав множество портретов, в том числе ню, пейзажей своей страны, Франции и Испании, интерьерных и жанровых сцен, натюрмортов. Художник-экспрессионист, ставший членом-учредителем объединения «Arta» («Искусство»), получивший звание «Народного», сыграл большую роль в формировании и продвижении современного изобразительного искусства Румынии.
Ключевые идеи:
— Румыно-еврейский художник Иосиф Исер фактически «вплеснул» экспрессионизм в изобразительное искусство своей страны, причем сразу во все жанры. Художник был универсалом — работал в живописи и графике, в сюжетном жанре и портрете, писал городские и сельские пейзажи. В силу человеческого характера и особенностей художественного дарования Исер зачастую провоцировал своих зрителей и даже все общество.
— Некоторые критики считали, что он оскорблял некоторых людей манерой исполнения. Однако публике важнее была эмоциональная составляющая его живописи и ее правда. Начиная уже первую свою серию, изображающую быт и обычаи местных татар, дающую выразительные портреты раввинов, других простых людей в не менее простой обстановке, молодой автор действительно живописал их. Уже в этих работах отмечается характерный стиль — свобода самой манеры нанесения красок, а также активная звучность цвета и смелая контурная линия, выделяющая элементы композиции.
— Во «французском» периоде в его работы привносятся геометрические по технике элементы, но картины остаются фигуративными. С начала 1920-х годов, когда художник еще изображал жизнь татар Балчика и Добруджи, в его творчество вклиниваются новые темы, тоже ставшие постоянными – серии с балеринами и героями вечного «треугольника» — Арлекином, Пьеро и Коломбиной («Арлекиниада»). В этих работах художник показал себя как искусный постановщик композиции. Балерин изображал не праздничных, не на сцене, а в работе или, чаще, отдыхающих после нее – тогда их позы расслаблены, как у его полуобнаженных одалисок, возлежащих на широких диванах. В большинстве случаев мастер выбирал неяркую хроматическую гармонию, а встречающие красочные вкрапления — скорее диалоги, нежели контрасты к пастельным основным цветам. Для ню мастер также продумывал необычные ракурсы и позы – к примеру, «Обнаженная, читающая книгу» сидит спиной к зрителю.
— Более яркая палитра возвращается в произведения, посвященные Испании (1930-е года), особенно это просматривается в изображениях тореадоров, пейзажей города Толедо. Женщины этой страны в своих черных одеяниях выглядят экзотично и характерно: сдержанная южная страсть читается только в их напряженных позах и строгих лицах.
— В начале своей карьеры И. Исер прославился своими почти грубыми карикатурами, где высмеиваемые явления или политик (порой – знаменитости) схвачены точно и изображены с большим мастерством. Художник был истинным экспрессионистом, за какой бы жанр он не брался и какой бы техникой не воспользовался.
1881
1898 - 1904
1904
1906
1907
1909
1913
1914 - 1920
1921 - 1924
1925 - 1929
1930 - 1933
1934
1936 - 1937
1943
1950
1958
Иосиф Исер родился 21 мая в 1881 году в Бухаресте.
Принял ради интереса участие в конкурсе от художественного объединения «Творческая молодежь» и неожиданно для себя выиграл стипендию — грант на обучение. В Королевской мюнхенской академии искусств его педагогами стали известные художники Иоганн Каспар Гертерих, Антон Ажбе, Николас Гизис.
Возвратился в Румынию и организовал в Плоешти первый свой персональный вернисаж из 85 картин, а в следующем году Исер переехал в Бухарест, чтобы работать художником-карикатуристом в газете «Правда», параллельно сотрудничал в столичных изданиях «Муравей», «Восточная Бельгия», создавал антимонархические обличительные рисунки, политические карикатуры.
Участвовал в выставке объединения «Tinerimii artistice» (Художественная молодежь), устроил персональный показ – первый в Бухаресте. Много путешествовал по стране, писал пейзажи, жителей села, чаще других посещал область Добруджа — историческую местность на севере Балкан.
Решил продолжить образование в Париже, где сначала нашел работу карикатуриста в сатирических журналах, а в следующем году поступил в только что организованную Полем Рансоном и открытую на Монпарнасе частную Академию.
Вернулся на родину и организовал в столице (дворец Атенеум) первую коллективную выставку современного искусства, где вместе со своими работами выставил произведения своих французских друзей Дерена и Форейна. Начал сотрудничать с журналом социалистической ориентации «Facla» («Факел»).
Успел провести до войны персональную выставку и выпустить отдельный альбом «Рисунки современника» («Figuri contimporane»), куда вошло более полусотни портретов, публиковавшихся в журнале «Факел».
Был призван в действующую армию, участвовал в действиях Молдавского фронта, продолжая писать – моделями служили боевые товарищи, сюжетами жанровых картин — фронтовые сценки («Пленные немцы под конвоем» и др.) Несмотря на войну, в Бухаресте прошло два персональных вернисажа Исера. После наступления мира вернулся к излюбленным темам – показу жизни народа, часто посещал аннексированный Балчик — порт на Черном море.
Передав в дар национальному музею свою самую известную картину «Татарская семья» из «добруджского» периода, надолго уехал во Францию, где снова стал учиться – на этот раз пошел в парижскую Свободную Академию О.Фриеза. С экспозиции в Зале Моцарта (Бухарест, 1923) Министерство Румынии купило работу в Национальную картинную галере.
Участвовал в показе Берлинского Сецессиона, в Международной выставке в Дрездене, экспонировался в Салоне Тюильри, в Национальной галерее Же-де-Пом, галереях Деванбе, Бернхайма, параллельно отправляя работы на выставки в Бухарест. Полотно «Арлекиниада» приобрел Национальный банк его страны.
Картины художника экспонировались, кроме Бухареста и Парижа, в Амстердаме и Антверпене, Гааге, Брюсселе. Исер посетил Испанию, создав большие серии пейзажей Толедо, портреты тореадоров, испанских женщин.
Окончательно и уже зрелым мастером вернулся в Румынию, провел большую – 450 произведений разных периодов – ретроспективную выставку (Бухарест, Дом художника, 1936). Румынские музеи и галереи купили несколько картин.
Учредил совместно с коллегами и друзьями Г. Петрашку, К. Рессу, Ж.А. Стериади, Ш. Попеску группу «Arta» («Искусство»). Принял участие в Международной выставке в Париже, где был удостоен Гран-при.
В годы Второй мировой войны художнику-еврею удалось избежать гонений. В Бухаресте прошел персональный вернисаж «Свет и цвет». Был награжден «за заслуги в области культуры» Орденом «Корона Румынии» в 1947-ом, подарил картину в Музей искусств Тель-Авива, через год прошла персональная выставка в нью-йоркской галерее Арнольда Селигмана.
Получил звание «Заслуженный художник» и «Орден Труда», затем Государственную премию и титул «Народный художник»; был избран действительным членом Румынской академии. Участвовал в венецианском Биеннале 1954 г.; показы состоялись в Москве и Ленинграде (1956), в Вене (1957).
Ушел из жизни 25 апреля 1958 года в Бухаресте.