Илья Григорьевич Чашник - SKETCHLINE

назад

1902 - 1929

Илья Григорьевич Чашник

описание

Российский еврейского происхождения художник и дизайнер, один из ближайших учеников и последователей Казимира Малевича, яркий и последовательный приверженец супрематизма младшего поколения. Развивая теоретические наработки автора «Черного квадрата» и не отвлекаясь на другие стили, Илья Чашник создавал большие серии абстрактно-геометрической графики и живописи.

Художник создал десятки самых разных типов эскизов для фарфоровой посуды. Простые супрематистские формы квадратов, треугольников, прямоугольников при переходе на округлые поверхности чашек и блюд приобретали особую выразительность, новую пластическую красоту, что принесло успех российскому авангардному фарфору в 1925 году на международной Парижской выставке декоративного искусства. После этого Илья Чашник много работал над заказами на экспорт, а выполненные по его рисункам предметы составляют коллекции соответствующего периода в Государственном Эрмитаже и в Государственном Музее фарфорового завода Санкт-Петербурга.

В конце очень короткой (художник умер от перитонита 27-летним) творческой карьеры Чашник экспериментировал в архитектуре, создавая аскетически-лаконичные «архитектоны» — практическим применением этих опытов стали работы по декорированию городских зданий Петрограда.

Работы художника востребованы: имеются во многих европейских собраниях, абсолютный рекорд установила ранняя работа «Седьмое измерение, супрематический рельеф», в 2016 году реализованный аукционным домом Sotheby’s за 3 миллиона долларов.

Ключевые идеи художника:

— Илья Чашник, активно и последовательно развивал идеи своего идейного наставника Казимира Малевича, создал значительное количество картин в стиле беспредметной живописи и графики. Он не отвлекался на другие методы и за неполных 10 лет достиг монументальной простоты, предвосхищавшей поиски минимализма.

— Согласно методу автора «Черного квадрата», Чашник работал по принципам контраста и в начальный период сильно ограничивал цветовую личную гамму, используя белый и черный, красный и голубой цвета.

— Специалисты отмечают в искусстве супрематиста чрезвычайную динамику в жизни форм. Обладавший аналитическим складом ума, Чашник определял нефигуративную живопись «высшим состоянием сознания», а супрематизм — мироощущением «космических и природных сложений».

— Позднее искусство Чашника поменяло характер – он осуществлял эксперименты сложных тональных отношений, хотя картины часто оставались на уровне декоративного эскиза.

— В росписи фарфора (а художник очень заинтересовался практическим применением своих работ) предпочитал крупные элементы, черный и красные цвета. Его эскизы вначале отличались броскостью, а затем становилась более вариативными по колориту и тонкими по беспредметно-орнаментальным композиции.

— Супрематистами был найден правильный практический вектор в связи с масштабной унификацией всего устройства общества, когда стала важна единая система знаков. К примеру, одна из работ Чашника, изображающая белый прямоугольник внутри красного круга, привычен на дорогах как запрещающий въезд знак.

Илья Григорьевич Чашник

Они повлияли

течение

Супрематизм

Конструктивизм

друзья

Казимир Малевич

Эль Лисицкий

художники

Юдель Моисеевич Пэн

Марк Шагал

Он повлиял

течение

Супрематизм

Абстрактный экспрессионизм

друзья

Николай Михайлович Суетин

художники

Иван Иванович Червинко

Василий Васильевич Рождественский

Михаил Хидекель

Михаил Иванович Меньков

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1929

описание

Материалы: бумага, тушь, гуашь. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1929

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Музее Тиссен-Борнемиса, Мадрид (Испания).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее (Россия).

1922 - 1923

описание

Материалы: масло, дерево. Местонахождение: находится в Музее Людвига, Кёльн (Германия).

1920

описание

Материалы: картон, акварель, гуашь, графит. Местонахождение: находится в Коллекции Sepherot Foundation, Вадуц (Лихтенштейн).

1922

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1921

описание

Материалы: дерево, картон, чернила. Местонахождение: находится в частной коллекции Джеймса Баттервика (Великобритания).

1920