Густав Климт родился 14 июля 1862 года в городе Баумгартен, Австро-Венгрия.
1862 - 1918
Выдающийся австрийский художник еврейского происхождения, декоратор, мастер монументальной живописи, сыгравший большую роль в становлении искусства модерна.
Его отец был потомственным ювелиром з Богемии, но не имел стабильного дохода. Мать, Анна Финстер, – старательная, но не очень успешная музыкантша. Густав был вторым из семи детей еврейской семьи. Климты были бедны, поскольку в первые годы империи Габсбургов работы было недостаточно, особенно для этнических меньшинств. В раннем возрасте Густав и его два брата Эрнст и Георг проявили очевидные художественные таланты, причем Густав был отмечен как исключительный рисовальщик.
Густав Климт был одним из основателей венского Сецессиона – объединения прогрессивных художников, протестовавших против традиционной живописи. Он стал первым президентом Сецессиона и организатором выставок общества. Начиная с 1898 года Климт сотрудничал с художественным журналом «Священная Весна», в котором публиковались работы символистов Бёрдсли, Моро, Пюви де Шаванна. Деятельность художника, направленная на внедрение авангардных тенденций в живопись Австрии, сыграла ключевую роль в развитии изобразительного искусства страны начала ХХ века.
Ключевые идеи:
Картины Густава Климта яркие, оригинальные и волнующие, пользуются чрезвычайной популярностью с момента их создания и по сегодняшний день. В них присутствует особое очарование и возвышенность модерна, его смелость и эпатаж.
Произведения художника характеризуется плоским линейным стилем и повышенной декоративностью. Их главная особенность — выраженная орнаментальность, а также особая чувственность и даже эротизм.
Картины насыщенны глубокими символами, их герои окружены тайной и мистическим ореолом. Во многих произведениях присутствуют извечные темы жизни и смерти, радости и печали. Автор применял объемную моделировку открытых частей фигур на орнаментальном плоском фоне.
Любимой темой художника было изображение женщин, как портретов, так и обнаженной натуры. Героини полотен Климта часто предстают в образе мифологических и неземных созданий, они отстраненно прекрасны и окружены богатством и роскошью. Чтоб подчеркнуть эти качества художник использовал в некоторых картинах настоящее сусальное золото. Особое значение Климт придавал окружению главного объекта изображения, тщательно прописывая узоры на одеждах, украшения и задний фон.
Линия играет большую роль в картинах Климта. Хоть сама по себе она практически невидима, но с ее помощью художник разграничивает пространство и отделяет зоны сплошного цвета от задекорированных пышным орнаментом плоскостей. Это прием создает особый ритм в полотнах, делая их необычайно выразительными.
Несмотря на обилие деталей, произведения художника не создают ощущения перегруженности, а сохраняют строгость и четкость линий, присущих модерну.
Кроме женских изображений, художник любил писать природу. Пейзажи он создавал преимущественно летом, во время отдыха на живописном озере Аттерзе. В них Климт сохраняет свой индивидуальный стиль, передавая энергию природы с помощью асимметричности композиции и свободного использования близких по тональности плоскостей. В пейзажной живописи художник использует более мелкие мазки, создавая причудливый узор из растений и цветов.
1862
1876
1883
1888
1897
1900 - 1904
1902
1905
1910
1915
1918
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в городе Баумгартен, Австро-Венгрия.
Сдал с отличием вступительный экзамен в Венской школе искусств и ремесел, намереваясь стать мастером рисования и занять должность преподавателя в Бургершуле. Обучался первоначально по специальности архитектура и живопись. Методы обучения были традиционными. С самого начала Климт поразил педагогов мастерством рисунка и вскоре был зачислен в специальный класс с акцентом на живопись. Вместе с братом Эрнстом и их общим другом Францем Матчем занимался по рекомендации профессора живописи Фердинанда Лауфбергера работами по художественному оформлению общественных зданий.
Вместе с Матчем взял в аренду большую студию в Вене. Несмотря на то, что художники пользовались большим спросом среди культурной элиты города, финансовые трудности преследовали их. В 1885 г. молодые художники, работая над оформлением нового «Бургтеатра», одного из наиболее престижных театров Европы, обнаружили, что найм моделей им не по карману – в результате они заручились помощью семей. Сегодня в театре Шекспира можно увидеть сестер Климта Эрмину и Иоганну, а его брат Георг изображен в образе Ромео. Есть среди прочих и единственный сохранившийся автопортрет Г. Климта. Позже художникам поручили росписи в венском Музее истории искусств.
Император Франц Иосиф наградил Климта орденом «Золотой Крест» за заслуги в искусстве. Климт стал членом Ассоциации художников Кунстлерхаус. В 1892 году один за другим умерли отец и брат Климта, что глубоко затронуло Густава. Он бывал в доме вдовы брата и познакомился с ее сестрой Эмили Флёге, которая стала на всю жизнь его моделью и любимой женщиной (брак заключен не был).
Вместе с несколькими другими художниками и дизайнерами отказался от членства в Ассоциации Кунстлерхаус, поскольку жюри благоприятствовало консервативным работам и отказывало в приеме на выставки художникам-новаторам. Климт стал одним из основателей объединения «Венский сецессион» и его первым президентом. В Союз вошли Йозеф Хоффманн , Коломан Мозер, Иосиф Мария Ольбрих. В этом же году начал издаваться журнал «Весна Священная», где печатались произведения символистов и модернистов. В основополагающих принципах Сецессона значилось: предоставить молодым и нетрадиционным художникам возможность показать свои работы, пригласить в Вену произведения зарубежных художников (французских импрессионистов, которых Кунстлерхаус отвергал, в первую очередь).
Его работы «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», предназначенные для украшения потолка главного здания Венского университета, подверглись жестокой критике из-за их откровенного содержания. После этого художник не брался за государственные заказы и не украшал общественные здания.
К 14-й выставке Сецессиона, посвященной юбилею Людвига ван Бетховена, Климт создал знаменитый “Бетховенский фриз” — массивную и сложную работу, где парадоксально не было прямого упоминания о работах Бетховена, а была лирическая аллегория творца как Бога. Наступил так называемый «золотой период» в творчестве Климта, когда он создал свои наиболее известные работы, во многих из которых применил сусальное золото и драгоценные камни.
Климт и ряд его сподвижников подал в отставку из Венского сецессиона из-за разногласий по поводу объединения группы с местными галереями, которые стремились поставить искусство на коммерческий поток. Сецессионисты испытывали недостаток в выставочных пространствах, но фундаторы организации (Климт, Мозер и др.) хотели сохранить ее свободной от коммерческих интересов.
Неожиданно для многих увлекся работой на пленэре. Полотно «Жизнь и смерть» получило приз на Всемирной выставке в Риме. Художник, отойдя от групп, большую часть времени делил между студией и садом в Хейцзинге, часто гостил в семье Флёге. Он получал много заказов и имел немало поклонников.
Умерла мать художника. Два года спустя он перенес инсульт, который оставил его парализованным с правой стороны. Лишенный возможности рисовать, Климт погрузился в отчаяние, заразился гриппом и стал одной из жертв пандемии.
Умер художник 5 февраля 1918 года в Вене.
течение
Символизм
друзья
Макс Курцвайль
художники
Тициан
Питер Пауль Рубенс
Диего Веласкес
Ханс Макарт
Фернан Кнопф
Ян Тороп
Эрнест Климт
Карл Граховина
Людвиг Миннигероде
Михаэль Ризер
Ганс Макарт
течение
Экспрессионизм
Сюрреализм
Модерн
друзья
Эмилия Флёге
Коломан Мозер
Франц фон Мач
художники
Пит Мондриан
Эгон Шиле
Оскар Кокошка
Тео ван Дусбург
Фёдор Кричевский
Виктор Иванович Зарецкий
Alfio Giuffrida