Густав де Смет родился 21 января 1877 года в Генте.
1877 - 1943
Выдающийся бельгийский художник и рисовальщик, писавший свои произведения преимущественно в стилях импрессионизма, в том числе люминизма, и экспрессионизма. Работал в жанрах пейзажа, сельских сюжетов, карнавальных и цирковых сцен, натюрморта, ню, а также выполнял гравюры по дереву.
Родился в семье живописца Дж. Ф. Де Смета. Первоначально учился живописи у отца, разрабатывая с братом Леоном декоративные панно, вывески, фрески для театров, магазинов, гостиниц и загородных домов.
Густав де Смет был активным членом Латемской школы (вторая экспрессионистская волна), оказавшей особенно мощное воздействие на развитие всей современной живописи в Бельгии. Также был активным членом Groupe des IX («Группа девяти») – влиятельного сообщества художников в Антверпене и группы «Кентавр» в Брюсселе.
Ключевые идеи:
— Первоначально работы, выполняемые Густавом де Сметом, состояли из пейзажей берегов реки Лис, полей и садов. Многие из них можно отнести к импрессионистическим – художник добивался присутствия света и воздуха. Они демонстрировали также знание теории люминизма с ее особым распределением световых эффектов, напоминающим французский пуантилизм.
— До отъезда в 1914 году в Нидерланды у Густава де Смета были необходимые предпосылки для реализации искусства, направленного прежде всего на выражение эмоции. Позже элементы природы в пейзажах, жанровые сцены, заимствованные из циркового мира и жизни селян, художник начал транслировать обширными планами, применяя жесткие контуры-линии, передающие напряжение.
— К 1920-м годам – времени возвращения в Бельгию — в картинах художника обнаруживается тенденция к большей геометрии, к сочетанию контрастных цветов, чаще темных оттенков, свидетельствующих о влиянии посткубизма или конструктивизма, как это видно в полотне «Вид Амстердама».
— При этом специфический язык гравюры у Густава де Смита тяготеет к народному искусству. Очевидно, что способ композиции и выразительные возможности линии продиктованы стилем арт-нуво и все еще модными в Европе японскими гравюрами. Поиск такой консолидации формы и цвета означал для Смета полный отказ от импрессионизма и люминизма. Претерпела изменения и палитра художника. В картинах «Человек с бутылкой» (1920 г., частная коллекция), он использует минимум разнообразия гаммы, а вот коричневых оттенков можно насчитать не менее десятка.
— В 30-е годы художник выполняет произведения в пасторальной тематике и манере, что обусловлено желанием передать атмосферу, где человек и природа гармоничны и приобретают вечный характер. Его палитра предлагает тона и типичные для автора полутоновые аккорды, поскольку формальные поиски уступили место повышенной чувствительности к цветам. В это время мастер проявлял склонность к представлению фигур («Пара в деревне») и возвращается к ню, не утратив интереса к сельским персонажам и натюрмортам.
— Интересно сравнить три картины под одним названием «Порт Остенде». Полотно, написанное в 1913 году, навевает романтическое настроение своей «размытостью» очертаний объектов, а «Le port d’Ostende» в 1922 и в 1925 годах – это четкие урбанистические пейзажи, словно в рыбацкой деревушке за 10 лет вырос мегаполис.
1877
1889 - 1898
1906
1909
1914
1920
1927 - 1930
1930
1943
Густав де Смет родился 21 января 1877 года в Генте.
Начал учиться в Художественной Академии Гента с Л. Титгатом, также ставшим заметной фигурой в бельгийских экспрессионистских кругах. Рисовал пейзажи и натюрморты в романтично-реалистическом стиле. При гентской академии сложился круг молодых художников, которые были под влиянием живописца Э. Клауса и работали в колонии в Синт-Мартенс-Латеме недалеко от Гента. Густав женился на Августе Ван Хоребеке, молодая семья вскоре покинула Гент.
Впервые в произведениях художника появились импрессионистические элементы. Они с другом К. Пермеке заняли мастерскую в портовом районе Остенде, где писали много эскизов рыбацких лодок, а также виды на гавань и море. Переселился со своей семьей в Латем, где вскоре образовалась группа новаторов-единомышленников – так называемое второе поколение Латемской школы. В манифесте они описывали общее стремление к новейшим приемам в живописи.
Брат художника Леон де Смет присоединился к группе Латема. Густав пересмотрел свои взгляды, и в работах появились символистические тенденции, свойственные первой волне Латемской школы. При этом тематика работ осталась в основном прежней – ландшафтной.
Во время войны Густав и его друзья Берге и Риддер нашли убежище в Голландии, где вступили в контакт с «The Falconer» и голландскими художниками Слёйтерсом, Торопом, Гестелем из групп «Hollandsche Kunstenaarskring» и «Het Sienjaal». Художник все больше дистанцировался от импрессионизма. Он увлекся модерном и попал под влияние немецкого экспрессионизма, познакомившись с К. Шмидтом, Э. Кирхнером и Э. Хеккелем – фундаторами группы «Мост». Познакомился с искусством погибших на войне экспрессионистов Ф.Марка и А. Макке – представителей «Синего всадника» и перенял некоторые приемы конструктивизма.
Подписал контракт с арт-дилером ван Гекке (галерея «Кентавр» в Брюсселе). Экспонировал работы в Амстердаме. Вернувшись в Бельгию и поселившись в Остенде, работал в стиле полученного голландского опыта.
Семья окончательно переехала в селение Дюрле. Художник стал членом группы Современного искусства в Антверпене, общества «Groupe des IX» (Группа девяти) и группы «Кентавр» в Брюсселе. Поселившись в Дюрле (в дом, который он построил на берегах реки Лис), писал оживленные пейзажи, сюжеты из жизни фламандской деревни. Работы этого времени выполнены под влиянием художников группы Монпарнас (Делоне и др.): художник применял приемы схематического кубизма в произведениях, в основном посвященных жизни крестьян.
Усилилась склонность к изображению сельских персонажей, а также вернулось увлечение жанром ню и натюрмортами. В 1936 году во Дворце искусств прошла большая ретроспективная выставка работ художника, охарактеризованная критиками как экспрессионистическая.
Густав де Смет ушел из жизни 8 октября 1943 года в селении Дюрле, Восточная Фландрия.