Английский и американский художник, теоретик, автор нескольких искусствоведческих книг. Родившийся в семье известных художников, Гордон Онслоу Форд рано проявил свой талант в искусстве, и несмотря на то, что родители выбрали для него профессию морского офицера, сумел стать одной из важных личностей движения сюрреализм в Европе и США.
Художник создавал уникальные полотна, основанные на неординарном видении мира, которое он сам называл «внутренний реализм». Главной целью жизни и искусства Онслоу Форд считал переосмысление действительности и способность «увидеть мир заново» в соответствии со своим сознанием, а не с общепринятыми нормами. Картины художника, которые представляют собой переплетение извилистых линий и скопление сложных органических форм, разделенных светящимися пространствами, создают впечатление удивительных и красочных видений. Их многослойные узоры привлекают своей декоративностью, оптимизмом и духовной глубиной, берущей истоки в психологическом учении Карла Юнга, дзен-буддизме и собственных метафизических и эстетических теориях.
Кроме живописных работ художник известен научными трудами, оказавшими большое влияние на развитие современного искусства США. Для поддержки художников, которые обращаются в своем творчестве к подсознанию, Онслоу Форд основал некоммерческую организацию Lucid Art Foundation, которая существует по сегодняшний день.
Ключевые идеи:
— Главным методом живописи Онслоу Форда было автоматическое письмо, которое предполагало полное погружение в собственное подсознание, сходное с медитацией. Художник полагал, что только в этом состоянии он имеет полный доступ к своей настоящей личности и внутреннему миру и может расширить границы своего восприятия.
— Художник создал теорию о значении первичных элементов в живописи. Такими элементами, на которых строится все изобразительное искусство, Онслоу Форд считал
линию, круг и точку. С их помощью он создавал на холсте причудливые узоры своих сновидений и фантазий.
— В отличие от многих сюрреалистов, работы которых основывались на теории сновидений Фрейда, художник больше интересовался учением Карла Юнга о Коллективном Бессознательном. Тематика его работ построена на архетипических, нерепрезентативных аспектах сознания. В своих произведениях Онслоу Форд пытался не только выразить свое личное мировосприятие, но и передать опыт, накопленный человечеством на протяжении веков и сохраняющийся на генетическом уровне.
— Художник много внимания уделял научным и историческим исследованиям. Вместе со своим коллегой и другом Вольфгангом Пааленом он принимал участие во многих экспедициях, посвященных изучению древних индейских культур. Аутентичное творчество древних жителей Центральной Америки, яркие цвета их скульптур и геометрические узоры керамики повлияли на живописную манеру Онслоу Форда.
— Онслоу Форд увлекся китайской каллиграфией и учением Дзен-Буддизма. Этому способствовала встреча художника с известным азиатским мастером Ходо Тобаза, который открыл для него азиатскую философию, их технику медитации, с помощью которой можно достичь небывалых высот в исследовании глубин Разума.