Генрих Фогелер родился 12 декабря 1872 года в Бремене, Германия.
1872 - 1942
Немецкий живописец, график, дизайнер, публицист и педагог. Генрих Йоганн Карл Эдуард Фогелер — яркий представитель югендстиля и один из основателей Ворпсведской колонии художников, где работали многие известные немецкие импрессионисты и экспрессионисты.
Родился в обеспеченной семье. Несмотря на то, что отец хотел дать сыну коммерческое образование, убедил родителей разрешить ему заниматься живописью. Генрих обучался в Академии художеств Дюссельдорфа, где его учителями были Питер Янссен и Эдуард фон Гебхардт. Одним из источников вдохновения для молодого художника стало творчество Сандро Ботичелли. Фогелер восхищался картинами итальянского мастера и иногда сравнивал его работы со своими.
На рубеже веков художник занимался живописью, графикой, декорировал интерьеры, работал с серебром, оформлял символистский журнал «Остров». Его графика к сказкам братьев Гримм в стиле модерн отличается безупречной красотой и изяществом. Г. Фогелер придерживался коммунистических взглядов и выступал против военной агрессии Германии. Наряду с многочисленными статьями в прессе, он написал ряд публицистических брошюр и книг левой направленности. Художник часто посещал Советский Союз, а с 1931 года переехал жить в Москву навсегда.
Фогелер создал много иллюстраций к сказкам и произведениям современных художнику поэтов-символистов. Он также занимался прикладным творчеством: чеканкой по серебру, оформлением интерьеров, декорированием различных предметов обихода. В 1895 году Генрих Фогелер разработал дизайн своей усадьбы в Баркенхофе, которая была построена и декорирована по принципам модерна. Художник собственноручно разработал дизайн мебели, посуды и обоев, а также нарядов и украшений для своей жены.
Ключевые идеи:
— Творчество немецкого художника Генриха Фогелера отличается удивительной многогранностью и разнообразием тем. Он — автор живописных полотен, среди которых пейзажи, портреты, интерьеры и сцены повседневной жизни, выполненные в духе прерафаэлитов. Они написаны в сдержанной цветовой гамме и пронизаны лиричным настроением.
— Излюбленные темы художника – времена года, различные состояния природы и человеческие чувства. Очень часто героями полотен Генриха Фогелера становились близкие люди: жена и дети художника, а также его друзья – поэты, художники и музыканты, которые часто собирались в его поместье Баркенхоф. Переехав в СССР, Фогелер много путешествовал, делая наброски и создавал картины на тему труда и жизни советских людей.
— Совершенно другой художественный стиль отличает графические работы автора, которые относятся к лучшим образцам стиля модерн. Графика Фогелера запоминается изысканными линиями, гармоничной цветовой палитрой и тонко прорисованным растительным орнаментом.
1872
1892
1894
1897
1899
1902 - 1903
1907 - 1908
1914
1919
1930
1941
1942
Генрих Фогелер родился 12 декабря 1872 года в Бремене, Германия.
За три года совершил ряд ознакомительных поездок в Голландию, Бельгию и Италию. Ранняя живопись Фогелера создавалась под влиянием прерафаэлитов, в частности английских художников Данте Габриэля Россетти и Эдварда Бёрн-Джонса. В отличие от академического искусства, эта группа искала свое вдохновение в итальянской живописи Средних веков и оказала сильное влияние на возникновение и развитие модерна.
Совершил первый визит в Ворпсведе (близ Бремена), где затем приобрел имение, где работали вместе с ним художники Г. Энде, Ф. Макензен, О.Модерзон и другие. В деревне создалась особая творческая атмосфера, художники стали хорошими друзьями. Позже они основали в Ворпсведе творческую колонию, которую посещали многие выдающиеся живописцы Германии и других стран.
К художникам, работающим в поселке-колонии Ворпсведе, присоединилась молодая художница Паула Беккер, ставшая женой Модерзона и хорошим другом Фогелера. Под его руководством Паула выполняла офорты.
Активно сотрудничал с несколькими печатными изданиями, наиболее тесно с редакцией литературного ежемесячного журнала «Остров». Вместе с создателями журнала художник занимался возрождением традиций печатного дела, которое в то время находилось в упадке. Он создавал иллюстрации для книг, виньетки, орнаментальные рамки, объединяя художественный стиль оформления с литературным содержанием, чтоб создать эстетическое единство. Одной из первых публикаций издательства было иллюстрированное стихотворение «Дир», а также иллюстрации к сказкам Оскара Уайльда. В работах художника этого периода заметно влияние английского книжного рисунка, графики Обри Бердсли и движения «Искусства и ремесла».
Совершил путешествие в Италию. Посетил Рим и Неаполь, где познакомился с фресками Ганса фон Мареса и побывал на раскопках Помпеи. После этого направился на север Италии во Флоренцию, Болонью, Падую и Венецию. В это время его картина «Первое лето» была показана на выставке Сецессион в Берлине. В 1904 году Генрих Фогеллер был одним из участников первой выставки членов Союза немецких художников, где показал свое полотно «Благовещение».
Очень тяжело переживал смерть подруги Паулы Модерзон-Беккер; заканчивал работу над перестройкой своего дома в Баркенхофе, используя собственные чертежи и дизайнерские проекты в стиле модерн. В этот период художник активно занимался прикладным творчеством: чеканкой по серебру, оформлением интерьеров, декорированием различных предметов обихода.
Сразу же после начала войны вступил добровольцем на военную службу. Художник был принят в драгунский полк в Ольденбурге. По окончании военных действий разочарованный в военной службе Фогелер опубликовал письмо протеста немецкому кайзеру, содержащее призыв к миру. Художник был сразу же уволен с военной службы и некоторое время находился под надзором полиции и психиатров.
Основал в своем имении трудовую школу для детей немецких революционеров-политзаключенных. Художник вступил в ряды Коммунистической партии и опубликовал статьи соответствующей направленности. В следующем году впервые побывал в Советском Союзе, куда окончательно переехал в 1931 году.
Проживал в Москве, занимался преподавательской деятельностью, создал серию декоративных работ, посвященную трудовому народу СССР. Работал как искусствовед, составлял экскурсионные маршруты. Много путешествовал по стране, участвовал в выставках.
В связи с началом вторжения немецких войск в Советский Союз художника депортировали в Казахскую ССР.
Умер художник 14 июня 1942 года в селе Корнеевка, Казахская Республика.