Родился художник 24 декабря в польской столице городе Варшаве в зажиточной еврейской семье, торговавшей винами. С детства проявлял художественный талант.
1883 - 1970
Польский художник-авангардист еврейского происхождения, основную часть жизни работавший во Франции и ставший полноправным представителем парижской живописной школы. Произведения художника находятся в коллекциях Национального музея современного искусства Парижа (Центр Ж. Помпиду), в лондонской престижной галерее Тейт Модерн и Музее дю Пети Пале ( Женева, Швейцария), в Художественной галерее Нового Южного Уэльса (Сидней, Австралия) и других престижных собраниях изобразительного искусства.
Ключевые идеи:
— Генрих Хайден в одном интервью сказал, что он в течении нескольких лет «поглощал и переваривал всю французскую живопись», а в 1915 году «поглотил кубизм». Это привело художника, когда его стиль уже полностью определился как собственный, оригинальный, к творческому синтезу разных методов и приемов аванградного изобразительного искусства.
— Особенность манеры польского художника определил тот факт, что он изучил инженерное дело до того, как принял решение полностью посвятить свою жизнь живописи. Работы Сезанна и его последователей-кубистов заинтересовали Хайдена именно как инженера – можно было «перекраивать» изображаемый объект и выстраивать его заново и по своему усмотрению. Хайден продемонстрировал в этой технике виртуозность, используя эффектные линии, очень ловко разделяющие части предметов, а также контрастные текстуры фрагментов. Кроме того, обратившийся в кубизм воспитанник варшавской живописной школы оригинально выделял цветом отдельные формы и применял перспективное уменьшение объектов, доходя до совсем небольших эллиптических знаков.
— По мнению искусствоведа К. Грина, «прямая ссылка на наблюдаемую реальность» у Хайдена присутствует всегда, но акцент мастер делает на «самодостаточности» воспроизведения объектов «для себя», то есть под собственное видение реальности. При этом первоочередной задачей является «упорядоченность общей гармонии» и приоритет «автономной чистоты» всех составляющих композиции.
— В произведениях позднего периода мастер экспериментировал с монохромной гаммой. Элегические произведения «Зеленый пейзаж» и «Симфония в зеленом», «Красная равнина» и натюрморт «Мандолина», не теряя своей фигуративности, скорее передают настроение, нежели реальность.
— Большой ценитель музыки, Генрих Хайден на протяжении очень долгой творческой карьеры постоянно изображал музыкантов и их инструменты, да и сами картины построены на ритмичности элементов, даже те, которые еще не приобрели плавных линий, а состоят из более строгих геометрических фигур. Медитация и чистота зрения отмечают последние годы художника.
1883
1902 - 1907
1907 - 1908
1911
1914 - 1915
1917 - 1919
1920
1940 - 1950
1960
1970
Родился художник 24 декабря в польской столице городе Варшаве в зажиточной еврейской семье, торговавшей винами. С детства проявлял художественный талант.
Учился по настоянию семьи инженерному делу в Варшавском политехническом университете и параллельно посещал занятия в студиях и мастерских Варшавской школы изящных искусств, продемонстрировав там блестящие способности рисовальщика и живописца.
Получив финансовую поддержку от родителей, приехал в Париж, снял мастерскую на бульваре Сен-Мишель и первое время вел независимую жизнь. Через год поступил в школу живописи Ла Паллет, где занимался у художника Ж. Девалье. Через старшего товарища-земляка художника Владислава Слевинского познакомился с искусством Гогена и художников Понт-Авенской школы, провел лето в Бретани, включая Понт-Авен. Неоднократно посещал Великобританию.
Состоялась первая персональная выставка в парижской Galerie Druet, имевшая положительный, но не слишком шумный резонанс среди критиков и в прессе. В следующем году Хайден нашел сильную поддержку для своих идей в искусстве Сезанна и решил начать поиски в стиле постимпрессионизма.
Подписал контракт с арт-дилером Леоном Розенбергом и с торговцем картинами Чарльзом Мальпелем. Вскоре нашел себе новую студию на бульваре Распай рядом с Монпарнасом и свел множество знакомств с кубистами (Метцингер, Пикассо, Липшиц, Грис и др.), к тому времени заявившими о себе уже несколькими направлениями стиля. Как большой любитель музыки, художник посещал «Группу шести», иллюстрировал программы к выступлениям Эрика Сати. Во время войны жил в Мужене, где встретился и подружился с супругами Робертом и Соней Делоне.
Участвовал в вернисаже «Лира и Палитра» (Париж) в ряду таких знаменитых авторов, как Вламинк, Фриез, Лох, Северини и др. Вскоре один из первых дилеров Хайдена Л. Розенберг организовал персональную выставку работ своего подопечного, которая имела большой успех.
К середине десятилетия творчество художника приобрело более образный характер, особенно это касалось пейзажной живописи, которая оказалась чрезвычайно успешной в финансовом отношении.
Пережидая военное время в провинции (Оверньи, Мужен на Французской Ривьере с супругами Делоне), в Руссильоне мастер познакомился с Сэмюэлом Беккеттом и увлекся его идеями театра абсурда. Это привело к частичному возвращению к своеобразной посткубистической манере живописи, когда пейзажи и натюрморты стали более упрощенными и более определенно составленными, чем в предыдущие периоды.
Крупные ретроспективные выставки художника прошли в Музее Лиона (1960), в лондонской Галерее Ваддингтона (1962), в Национальном музее современного искусства Парижа — «Хайден. Шестьдесят лет живописи 1908-1968 гг.». Картины мастера попали в швейцарские, английские, австралийские музеи и галереи, некоторые – на родину художника.
Художник ушел из жизни 12 мая в возрасте 86 лет. Его произведения из огромного наследия, попавшего в частные коллекции, продаются на многих аукционах и являются неизменно востребованными.