Родился художник 22 мая 1879 года в городе Лебедин, Российская империя (теперь Сумская область Украины).
1879 - 1947
Фёдор Григорьевич Кричевский — выдающийся украинский живописец, педагог и активный общественный деятель, первый ректор Украинской академии художеств, много лет был профессором Киевского художественного института, удостоился звания «Заслуженный деятель искусств Украины» (1940).
Родился в семье крещёного еврея, земского фельдшера. Был одним из восьми детей и рос в украинском небольшом селе Малая Ворожба (Харьковщина) на реке Псёл. Одарённость Федора, как и его старшего брата Василия, будущего выдающегося архитектора и художника, проявилась рано — рисовал углём, вышивал самостоятельно придуманные композиции, лепил из глины. В 1890-х годах талантливого парня приметил граф В. Капнист, в имении которого Федор
познакомился с живописью, мог читать книги из богатой библиотеки, начал копировать из альбомов и с оригиналов художественных произведений.
Образцом украинского модернизма стал монументальный триптих Кричевского «Жизнь» (1925-1927), экспонировавшийся в Европе и США. Учениками профессора Кричевского считает себя целая плеяда видных украинских художников (киевская школа). Основные работы художника находятся в постоянной экспозиции Национального художественного музея Украины.
Ключевые идеи:
— Уже одна из первых картин Ф. Кричевского, с которой он вышел на академический конкурс, демонстрировала зрелость таланта. В полотне «Невеста» сюжет решён без всякого бытовизма. У композиции фризовое построение с ее мерной и торжественной ритмикой. Рисунок крепкий, собранный, четкий, колорит сдержанный. Все эти черты будут присущи живописи мастера всегда – именно они придают его произведениям эпическое звучание, монументальность.
— Национальный колорит, проявлявшийся как в выборе тем, так и в декоративных деталях картин, — отличительная черта всего творчества Кричевского. Недаром его творческий отчет о командировке — картина «Свадебный обряд в Украине» был негативно воспринят русской критикой, объявившей, что художник «обнаружил слабость: слишком любит все родное». Из-за этого Кричевскому в дальнейшем финансировании было отказано.
— Как портретист художник часто использует декоративные основы, которые подчеркивают поэтический или символический смысл создаваемых реальных образов-портретов — это видно в портрете жены, изображенной на золотом фоне.
— Главный труд мастера — монументальный триптих «Жизнь» признан в истории украинского искусства ярким образцом модерна. В нем синтез элементов ар-нуво и украинской религиозной живописи (локальные краски, плоскостность, «пустой» фон) сочетаются наиболее гармонично. Этот же прием он использует в историческом жанре.
— Ф. Кричевский в целом оставался верным реалистической манере, видя главное достоинство художника не в смене художественной ориентации, а в совершенствовании живописного мастерства. Ему свойственны широкая и выразительная манера письма, монументализация формы и особая эмоциональная составляющая: гордость за «родное».
1879
1896 - 1901
1902
1903
1907
1911 - 1912
1913 - 1917
1917
1919
1922
1926 - 1928
1932
1939
1940
1947
Родился художник 22 мая 1879 года в городе Лебедин, Российская империя (теперь Сумская область Украины).
Подготовленный к поступлению К. Савицким, будущий художник стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обучаясь у А. Архипова, В. Серова и др. Летнее время проводил в селе Шишаки на Полтавщине, где его творчество подпитывалось изучением народных типажей и крестьянской жизни.
Принял участие в поездке в Англию с делегацией от царского дома России на коронацию Эдварда XVII. Молодой выпускник в Лондоне вместе со своим товарищем И. Мясоедовым по поручению великой княгини Елизаветы Федоровны должен был зарисовать церемонию, успел посетить музеи и галереи.
Поступил в мастерские И. Репина и Д. Кардовского в Петербургской академии художеств, но не смог учиться из-за болезни и безденежья. Вернувшись на родину, напряженно и много работал, в том числе на открытом воздухе. Поселился художник в имении Мясоедовых, но часто ездил в село Шишаки, где встретил Лидию Старицкую, ставшую его женой и Музой.
Поступил в класс баталиста петербургской Академии художеств Фрица Рубо, посещал параллельно скульптурную мастерскую В. Беклемишева, изучал технику офорта у Василия Матэ. Зрелость таланта продемонстрировала картина «Невеста», написанная в 1910 г. на конкурс и настолько высоко оцененная, что автор получил стипендию на заграничное путешествие.
Посетил Германию, Францию, Италию; в Вене некоторое время учился у австрийского модерниста Густава Климта, что оказало решающее влияние на манеру живописи художника.
Начал преподавательскую деятельность в Киевском художественном училище; стал его директором в 1914 году. Его коллегами были Мурашко, Бурачек, Бойчук и другие. Среди его воспитанников были Т. Яблонская, В. Костецкий, С. Григорьев. Главные творческие силы художника были направлены на портретный жанр.
Стал одним из фундаторов Украинской Академии художеств и ее первым ректором, вел вместе с И. Ижакевичем класс исторической живописи. Вошел в члены Ассоциации художников Красной Украины.
Уехал в деревню, чтобы выжить – в этот год погиб А. Мурашко и сын коллеги художника Маневича, начался голод. Кричевский приобрел обычный дом в селе, перестроил его по проекту брата Василия. Впоследствии в доме был филиал академии для летней практики студентов. Художник в Шишаках собрал большую коллекцию ковров и вышивок, иконописи и керамики.
Со времени открытия Киевского художественного института преподавал там до начала Второй мировой войны, возглавлял мастерские которые были очень популярны среди начинающих художников – их посещали П. Слёта, А. Фильберт, С. Отрощенко, ставшие впоследствии видными деятелями культуры в Украине.
Участвовал в работе Ассоциации художников Красной Украины. Закончил прославивший художника триптих «Жизнь», который экспонировался на многих украинских выставках и за рубежом. В частности, в 1928 на Международной выставке в Венеции стал настоящей сенсацией. Пресса не только в Италии восхваляла художественные достоинства работы, было опубликовано более 40 репродукций шедевра.
В связи с процессом свертывания «украинизации» из Киевского института ушли профессора-коллеги Малевич, Козык, Гельман,Татлин и брат художника, занявшийся кинематографом. Федор Григорьевич на 1932 -1934 гг. оставил Киев и работал преподавателем в Харьковском художественном институте. В 1933 г. «Возвращение» — часть триптиха «Жизнь» экспонировалась на выставке в Копенгагене, Варшаве, позже — в Чикаго и Нью-Йорке. Десятилетие ознаменовалось напряженным, успешным творческим трудом: тематические картины, портреты, участие в конкурсе на проект памятника Т. Шевченко, работа в мастерской института, организация «УМО» (объединение украинских мастеров), был заместителем председателя Союза художников Украины.
Получил (одновременно с В. Кричевским) степень доктора искусствоведческих наук. Вскоре обоим братьям (первым в Украине) дали звание заслуженного деятеля искусств своей страны.
Отказался от эвакуации в Уфу, был в оккупационное время председателем Союза украинских художников. Предпринял попытку уехать в Европу к брату, однако был задержан на полпути органами НКВД; художника лишили звания и титула и запретили проживать в столице, местом ссылки выбрано с. Ирпень на Киевщине.
Фёдор Кричевский умер 30 июля 1947 года в Ирпене, Киевская область, Украина.
течение
Импрессионизм
друзья
Абрам Маневич
Василий Григорьевич Кричевский
художники
Валентин Серов
Густав Климт
Фердинанд Ходлер
Абрам Ефимович Архипов
Франц Алексеевич Рубо
течение
Модерн
друзья
Абрам Маневич
художники
Всеволод Максимович
Татьяна Ниловна Яблонская
Владимир Костецкий
Мелихов Георгий Степанович
Сергей Григорьев
Пётр Слёта
Александр Александрович Фильберт