Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине, Ирландия.
1909 - 1992
Английский художник-экспрессионист, портретист, один из самых популярных и дорогих художников середины ХХ столетия.
Семья принадлежала к древнему, но разорившемуся роду, и художник был назван в честь его знаменитого предка, английского философа и ученого Фрэнсиса Бэкона. В связи с плохим здоровьем и начавшейся Первой мировой войной мальчик не получал систематического образования и не обучался живописи профессионально. Отец художника был строгим и деспотичным человеком, в результате в возрасте 17-ти лет Фрэнсис ушел из родительского дома из-за разногласий с ним.
Фрэнсис Бэкон — противоречивый и загадочный живописец, творчество которого у одних вызывает искреннее восхищение, а у других — явное неприятие и даже отвращение. Картины художника, изображающие искаженные человеческие тела, бесформенные лица и части различных животных, не просто передают индивидуальный внутренний мир автора, но и отражают особенности времени и уклада общества, в котором он жил. Смелые и шокирующие произведения Бэкона пользуются огромной популярностью, удостаиваются многих престижных премий и выставляются в самых знаменитых галереях Англии, США, Германии и России. Неординарное творчество художника имеет большое количество последователей по всему миру.
Ключевые идеи:
— Картины Френсиса Бэкона чаще всего представляют собой изображения человеческих тел или животных, которые могут располагаться группами или в одиночестве, находиться в движении или быть статичными на пустом однотонном фоне. Особенными эти произведения делает странная искаженность объектов – в вытянутых, деформированных, скрученных формах. Порой в размазанных очертаниях с трудом можно разобрать части тела или человеческого лица.
— Живопись Бэкона оказывает глубокое влияние на психику, вызывает чувство тревоги и даже страха. Часто на картинах присутствуют пятна крови или грязи, которые усугубляют жутковатый эффект.
— Но искусство художника вовсе не ставило своей целью напугать или эпатировать зрителя. С помощью неординарных и порой шокирующих методов Бэкон изображает бессмысленность человеческого существования, трагичность смерти, боль утраты, что было как нельзя более актуально в период после Второй мировой войны. Иногда в своих произведениях художник просто экспериментирует с формой, играет с различными ее частями, составляя странную и захватывающую мозаику. Благодаря этим исследованиям он пытался достоверно изобразить различные состояния психики и оттенки восприятия окружающего мира.
— Один из излюбленных жанров британца — триптих. Художник считал, что для наиболее полного отражения той или иной идеи ее следует изобразить в нескольких ракурсах, вариациях, эмоциональных состояниях. Бэкон говорил, что он видит окружающий мир последовательно, покадрово, как фотограф. И действительно, многие его триптихи, особенно портреты, напоминают несколько снимков, сделанных подряд с одной и той же модели с разницей в несколько секунд.
— Френсис Бэкон работал собственным уникальным методом. Он никогда не писал полотна с натуры, предпочитая воспроизводить лица людей по фотографиям. Он также часто использовал газетные вырезки как материалы для своих сюжетов. Для художника было не важно, насколько достоверно выглядит изображение и как сильно портрет похож на реально существующего человека.
— Главнее всего для него было выразить эмоции, свое отношение к изображаемому предмету, его истинную сущность, как бы неприглядной она ни казалась. Именно в этом искреннем и глубоко личностном отношении, по мнению многих поклонников таланта Френсиса Бэкона, заключается секрет его успеха и не уменьшающейся со временем популярности во всем мире.
1909
1927
1933
1940
1944
1962
1970
1980
1992
Фрэнсис Бэкон родился 28 октября 1909 года в Дублине, Ирландия.
По настоянию отца уехал с родственниками в Берлин. Затем переехал в Париж, где оставался продолжительное время, работая дизайнером интерьеров. Здесь же состоялось его знакомство с прогрессивными живописными течениями, а также современным кинематографом. Большое влияние на художника оказало посещение выставки Пикассо, после чего он решил серьезно заняться изобразительным искусством. В Лондон Бэкон вернулся в 1929 году и остался там проживать постоянно.
Принял участие в коллективной выставке в Мейор Гэллери, где его творчество было принято благосклонно, а картина «Распятие» (1933 г.) была приобретена влиятельным коллекционером Майклом Сэдлером. Но успехи художника очень скоро сменились неудачами. Следующие работы Бэкона получили негативные отзывы и плохо покупались. Впечатлительный художник уничтожил большое количество своих произведений и прекратил занятия живописью на несколько следующих лет.
Из-за плохого здоровья не смог участвовать во Второй мировой войне, но записался добровольцем в гражданскую оборону. В это время умер отец художника, и Бэкон стал обладателем небольшого состояния. В Лондоне он познакомился с Люсьеном Фрейдом, который стал его близким другом и оказал большое влияние на творчество Бэкона. Художник вернулся к живописи, работая масляными красками на холсте и экспериментируя с различными способами и методами изображения. К сожалению, картин этого периода почти не сохранилось.
Создал триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия», который считается первой зрелой работой автора. В состоящей из трех частей картине хорошо виден индивидуальный стиль Бэкона, который стал основой его творчества на всю оставшуюся жизнь. Это произведение, показанное в галерее Лефевр в 1945 году, вызвало большой резонанс в обществе и сделало художника известным не только в своей стране.
Состоялась большая персональная выставка художника в престижной Галерее Тейт. Ф. Бэкон стал чрезвычайно популярным и уважаемым живописцем, картины которого покупались за большие деньги. В этот период художник написал свои первые портреты, изображая своих друзей и себя в особой эмоциональной манере. Большинство портретов выполнены в формате триптиха, который художник ценил за возможность передачи различных поз и психологических состояний модели. Через год он познакомился с Джорджем Дайером, который попытался обокрасть Бэкона (это был род его занятий), но в результате сыграл большую роль в жизни художника.
После того как Дайер покончил жизнь самоубийством, художник впал в глубокую депрессию. Продолжая писать картины, мастер создал несколько произведений, проникнутых болью утраты и размышлениями о жизни и смерти. В 1973 году Бэкон стал первым из современных английских художников, организовавших большую выставку в знаменитом американском Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В последующие годы состоялось еще несколько крупных ретроспективных выставок автора в различных странах.
Постепенно произведения Бэкона утратили присущую им агрессивность, а объекты — оригинальную намеренную деформированность. Художник сосредоточился в основном на портретах, применяя косую штриховку и тонкий психологический подход.
Ушел из жизни художник 28 апреля 1992 года в Мадриде, Испания.
течение
Кубизм
Абстракционизм
Сюрреализм
Экспрессионизм
друзья
Люсьен Фрейд
художники
Пабло Пикассо
Винсент Ван Гог
Эгон Шиле
Хаим Сутин
Рембрандт
Диего Веласкес
Поль Сезанн
Грэхем Вивиан Сазерленд
Matthew Smith
Микеланджело
Тициан
Жан Огюст Доминик Энгр
течение
Абстрактный экспрессионизм
Неоэкспрессионизм
друзья
Энди Уорхол
художники
Джованни Джакометти
Дэмьен Хёрст
Джулиан Шнабель
David Lynch
Alberto Sughi
Lucy Ivanova