Фрэнк Ллойд Райт - SKETCHLINE

назад

1867 - 1959

Фрэнк Ллойд Райт

описание

Основные идеи:

  1. Апологет архитектурного «единого». Гармония как основная цель архитектора, в которой лежит представление о здании как о целостном организме. Все его части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ни одна часть быть не может быть произвольно изъята, добавлена ​​или заменена.
  2. Автор идеи «органической архитектуры». Идея состоит в создании зданий и сооружений, раскрывающем свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Природа в понимании Райта — «это не только то, что находится «снаружи». «Органическое» в архитектуре касается сущего, к целостности, оно «интегральное» или «внутренне присущее».«Органическое» — отношение «части» к «целому». Пространство —  объединяющее начало. Райт апеллирует к восточным культурам, в частности к идеям Лао Дзи, «что реальность дома заключается не в четырех стенах и крыше, но во внутреннем пространстве». «Органическое» воплотилось в свободном перетекании внешних и внутренних пространств.
  3. Райт подчеркивает духовную сущность архитектурной целостности и дает ему техническое толкование, увязано с идеей пространственного приоритета — взаимосвязью внутренних и внешних пространств ( «дух вырастает изнутри наружу»).
  4. Был неистовым противником культа техники, относится к категории архитекторов-гуманистов. Идея трансформации промышленной техники с помощью искусства. Принимает новую технику, активно интересуется проблемами массовой продукции, но против, чтобы техника становилась между человеком и его естественными потребностями.
  5. Архитектура не может быть портативной, ее особенности обусловлены средой. Местность и ландшафт детерминируют архитектурное формообразование. Связь между ними — необходимость. Сооружение как бы продолжает окружающую среду. Все здания автора вписываются в природу, их внешний вид вытекает из внутреннего содержания. Отступление от традиционных законов формы — можно назвать «органической архитектурой». Архитектор творит так, как творит природа, включая архитектуру в естественное окружение.
  6. В основных принципах формообразования присутствует тесное сочетание человека, функции, окружения. Идея эргономичности. В основе проектирования среды обитания человека и его окружающих предметов лежат пропорции человеческого тела.
  7. Заимствования из Японской культуры:

1) Камин — предмет сакральной важности в архитектурно-пространственной среде особняков Райта и их основная доминанта.

2) Эстетизм в неоштукатуренной кирпичной кладки камина и труб, потолка, придающее интерьеру, склонному к постоянным изменениям некоторую статичность, надежность;

3) Внешние границы внутреннего пространства, наоборот вызывают впечатление временности, сменности за счет остекления внешних пределах здания;

4) Роль смягчения света, регуляции его интенсивности и защиты стеклянных поверхностей от атмосферных воздействий отводится вытянутым большим карнизам;

5) Отсутствие случайных деталей. Интерьер изменчивый, мобильный, приспособлен к изменениям, которые постоянно вносятся человеком — зонируется с помощью ширм.

6) Применение натуральных строительных материалов — дерева, камня. Скульптурная пластика заменяется плоскими поверхностями. Окрашенные стены заменяются нетонированным деревом.

7) Упрощение быта человека, избавление от накопления ненужных вещей. Традиционный гараж заменяется навесом. Чердак и подвал также убираются из контекста сооружения.

8) Теория «городов широких горизонтов».

 

Основные сооружения:

Дом и студия Фрэнка Ллойда Райта Оук-Парке в штате Иллинойс (1889-1909)

Дом Уинслоу Ривер-Форест в штате Иллинойс, (1894)

Дом Уиллитса в Хайленд-Парк в штате Иллинойс, (1901)

Oтель Империал,  Токио Япония, (1923)

«Дом над водопадом», Беар Ран, шт. Пенсильвания, (1935)

Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, (1943-1959).

В творчестве Ф. Райта различают два основных, плодотворных  периода:

— с 1901 по 1909

— (1936 — нач. 1940).

«Стиль прерий» (1901 — 1909):

1.Свободный план первого этажа;

  1. Горизонтальное направление сооружений. Вытянутые очертания, тонко вписанные в ландшафт и остро контрастирующие с вертикалями и внутренним объемом двойной высоты.;
  2. Пологие крыши;
  3. Низкие ограждающие стены;
  4. Значительная роль стеклянных поверхностей.

Стиль Райта (1936 — нач. 1940):

1.Архитектура последовательно основанная на модулированной сетчатой ​​форме плана.

2. Отсутствие проектирования фундамента. Вместо него под стенами устанавливалась бетонная плита (12-15см) по  слою гравия, который выполнял роль дренажа. Здесь разводился и система отопления — система труб нагревающая  пол.

3. Стены и окна не утеплены.

4. Создание непрерывной конструкции благодаря современным материалам.

5. Применяя железобетон и стекло, Ф. Л. Райт разработал призматическое граненое решение — здание, стеклянный фасад которого созданный на основе планов с перетекающим пространством.

6. Использование бетонной консоли как естественной, подобной ветке дерева формы.

7. Схема со свободной крестообразной в плане композицией здания, в центре которой построен очаг — основа частных зданий Райта.

8. Углы сооружения часто округлены.

9. Интерьер связан с внешним пространством и природным контекстом. Ф. Л. Райт проектирует внутреннее пространство, которое «переливается» во внешнее.

10. Ф. Л. Райт первым ввел в архитектуру сплошное остекление — от пола до потолка, но те стены, которые выходят на  север или улицу — глухие, а стены, выходящие на юг и внутренний двор — застеклены.

11. Уход от «роскошных» помещений. Использование природных материалов в интерьере, что сейчас стало одним из приемов современных архитекторов.

Фрэнк Ллойд Райт

Он повлиял

художники

Френк Гери

описание

Городская среда расходилась предпочтениями Райта. Здание Музея  Соломона Гуггенхайма выделяется и выпадает из контекста застройки Нью-Йорка, контрастирует с ней.

1937

описание

Формообразование в данной постройке обусловлено ландшафтом - расположение в гористой скалистой местности над водопадом.

1964

описание

Здание находится в Японии.

1915

описание

Дом построен без фундамента, располагаясь на бетонной плите.

1902