Выдающийся французский скульптор, основоположник современной скульптуры. Огюст Роден по праву считается величайшим творцом своего времени, разрушившим стереотипы в творчестве и ставшим образцом для последующих поколений ваятелей во всем мире.
Уникальное умение передать пластику и линии человеческого тела, а также сложные переживания души, были главными особенностями манеры скульптора. Творчество Родена разительно отличалось от традиционных канонов академизма. Его работы, выражающие безудержную энергию жизни, яркие эмоции, а также интимные моменты, встретили непонимание и насмешки современников. Лишь только в конце жизни мастера его произведения были оценены по достоинству и снискали огромный успех.
На протяжении долгого периода Огюст Роден работал над большим заказом – входом в здание нового музея декоративного искусства в Париже, которое называлось «Врата ада». Мастер настолько сильно углубился в свою работу, что продолжал ее дорабатывать и переделывать на протяжении целых восьми лет. Несмотря на то, что проект музея так и не был осуществлен, элементы ворот, в том числе знаменитый «Мыслитель», стали отдельными произведениями искусства, покорившими сердца миллионов людей естественностью своей пластики и открытостью чувств.
Ключевые идеи:
— Творчество Родена известно, прежде всего, своей эмоциональной насыщенностью. Скульптор был тонким психологом и умел мастерски передать настроение, чувства и переживания своего героя. Даже не зная названий скульптуры, зритель с легкостью может догадаться, что персонаж чувствует в данный момент: любовь или ненависть, отчаянье или умиротворенность, спокойствие или страх.
— Скульптор создал совершенно новые способы пластического выражения в искусстве. Вместо застывших поз и постановочных сюжетов академизма, он использовал динамичные и свободные положения в пространстве, выражая эмоциональное состояние человека через движения его тела. В то время как художники-импрессионисты разработали новый жанр «психологический портрет», Огюст Роден создал скульптуру, которая экспрессивно отражает внутреннее состояние модели.
— Скульптура Родена берет свои истоки в классическом искусстве Возрождения и Барокко. Его любимым мастером был Микеланджело, который восхищал скульптора пластикой поз и поэтичностью сюжетов. Некоторые произведения Родена, например «Бронзовый век», повторяют сюжет великого итальянца, но не просто копируют его, а развивают идею внешнего выражения внутреннего мира человека.
— Для своих скульптур Огюст Роден использовал простые, обыденные сюжеты, что было нетипично для его времени. Сцены из жизни, знакомые каждому, он насыщал особым лиризмом и чувственностью, словно вдыхая жизнь в неподвижные изваяния.
— Многие творения мастера имеют незавершенный вид, так как он считал, что процесс творения не имеет ни начала, ни конца. По этой причине Роден часто возвращался к своим прежним скульптурам, постоянно дорабатывая и переделывая их. Иногда скульптор ограничивался лишь какой-то отдельной частью человеческого тела, например, руками, с помощью которых можно выразить эмоции, так же сильно, как и с помощью портрета.