Франц фон Штук - SKETCHLINE

назад

1863 - 1928

Франц фон Штук

описание

Немецкий живописец, скульптор, график и декоратор, один из лидеров направления «символизм» в изобразительном искусстве Европы в целом и Германии в частности.

Работал в жанровой картине, портретном жанре, активно используя мифологические сюжеты. Стал организатором «Мюнхенского Сецессиона», имевшего наибольший, после парижских Салонов, успех в Европе. Основал журнал «Jugeng», от которого пошло общеизвестное для немецкого стиля модерн название «Югендстиль» («Jugendstil»). За заслуги и достижения сын крестьянина-мельника получил дворянский титул, стал почетным доктором Мюнхенского технического университета. На вилле, построенной и обустроенной фон Штуком, размещается художественный музей.

Ключевые идеи:

— Как художник, Ф. фон Штук в начале составил себе известность своеобразными карикатурами и рисунками фантастического стиля, выполненными в несколько жесткой манере. Они появлялись в периодических изданиях «Fliegende Blätter» и «Флигенден Блеттер», были изданы отдельными сериями — «Аллегории и эмблемы», «Двенадцать месяцев» и др.

— Создавая живописные картины аллегорического (то библейского, то мифологического) содержания, художник сочетал причудливость мистическо-символического замысла с достоинствами точного рисунка, гармоничностью подбираемых красок. Это вызывало у критиков и зрителей противоположные суждения.

— Характерная для символизма тематика «рокового» (часто – эротического) влечения, разгула демонических иррациональных стихий получила у Штука особенно броское, порой брутальное исполнение, как в «Борющихся фавнах» (1889, Новая Мюнхенская пинакотека).

— Архетипическими в творчестве Штука стали образы войны и насилия, образы женщин-«вамп» — таких, как Саломея (полотно с таким названием, написанное в 1906-ом, находится в Доме-музее Ф. фон Ленбаха). Преобладающий и очень эффектный элемент композиций художника – отражение психологии ужаса. То неведомое чудовище, полурысь-полудева сжимает в смертных объятиях героя картины, то исполинский удав обвивает тело героини, то сирены манят к гибели.

— Как сецессионист, Штук отвергал аспекты академического искусства и в то время, как для большинства живописцев женщина оставалась объектом идеализированным, вложил в свои женские образы волю и власть. Его героини демонстрируют поразительный контроль над происходящим, даже если принимают традиционную и декоративную позу.

— Как портретист, фон Штук наряду с почти традиционными изображениями («Автопортрет с женой», портреты дочери) использует символические сюжеты. Знаменитую актрису и писательницу Тиллу Дюрье мастер написал в образе Цирцеи.

— Франц изготовлял для картин декоративные эффектные рамы, а в полную силу развернул дар дизайнера-декоратора и скульптора при строительстве и оформлении собственной виллы, ставшей впоследствии музеем и достопримечательностью Мюнхена.

Франц фон Штук

Они повлияли

течение

Символизм

Импрессионизм

художники

Арнольд Бёклин

Он повлиял

течение

Модерн

Экспрессионизм

друзья

Пауль Клее

Отто Мюллер

художники

Василий Кандинский

Георг Карс

Йозеф Хенгге

Генрих Штриффлер

Пауль Штолльрайтер

описание

Материалы: масло, панель. Размеры: 89 x 89 см. Местонахождение: частная коллекция.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 53 x 46,5 см. Местонахождение: Музей виллы Ф. Штука, Мюнхен, Германия.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 62,8 x 60,3 см. Местонахождение: Музей земли Гессен, Дармштадт, Германия.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальная художественная галерея, Берлин, Германия.

1905

описание

Материалы: масло, дерево. Размеры: 31 x 29 см. Местонахождение: частная коллекция, Мюнхен, Германия.

1902

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Д'Орсэ, Париж, Франция.

1899

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 46,1 x 31 см. Местонахождение: Национальная галерея зарубежного искусства, София, Болгария.

1890

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Д'Орсэ, Париж, Франция.

1890