Филипп Малявин родился 23 октября 1869 года в селе Казанка, Бузулукского уезда Самарской губернии.
1869 - 1940
Выдающийся русский живописец, портретист и график, певец крестьянства.
Художник родился в семье государственных бедных крестьян, имевшей много детей. Рисовать начал рано, примерно с четырех-пяти лет копируя иконописные образа, позже писал портреты односельчан, лепил фигурки из глины. Грамоте быстро научился у отставного фельдфебеля.
Мастер крестьянской темы в чрезвычайно темпераментном и своеобычно-пестром толковании Филипп Малявин прославился и в России, и за ее пределами. Начало декоративно-эпической и очень узнаваемой «малявинской» манере положила картина «Смех», ставшая дипломной работой выпускника Академии и вызвавшая скандал, а затем выставленная на Всемирной 1900 года выставке в Париже, где получила «золото». Хохочущие крестьянки в красных, чудовищно ярких сарафанах, скомпонованные в центре на фоне, который трудно читается, выполнены пастозно и с такой передачей эмоции, что не улыбнуться просто нельзя.
Член и участник выставок объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», автор исторически значимых изображений Ленина и его соратников, написанных с натуры. Как талантливейший портретист оставил сотни картин и рисунков, передающих облик выдающихся и значительных личностей не только России, но и Европы.
Ключевые идеи художника :
— Целые серии самозабвенно поющих, летящих на качелях, пляшущих, играющих на гармошках сельских жителей – основная тематика своеобразной живописи Малявина. Он быстро утвердился в своей декоративной и монументально трактуемой крестьянской теме, и его великолепные девки и бабы действительно покоряли блеском красок, звучностью сюжетов и, главное — выражением «нутряной», «взаправдашней» и загадочной силы народа.
— Из родной самарской деревни после каникул Филипп привозил «дивные по рисунку и живописи» композиции, портреты, поражавшие «целостным восприятием модели и глубоким проникновением в характер» (цитаты из воспоминаний соученицы А. Остроумовой-Лебедевой). Удивительно, что такой художник стал еще и создателем «Ленинианы», написал с натуры вполне «приличные» (почти академичные) портреты Троцкого, Луначарского, художников Репина (своего учителя), Грабаря, Сомова и др. Он, никогда не расставаясь с альбомом, зарисовал почти всех, с кем учился, встречался в «Мире искусства», в «Союзе русских художников», на выставках.
— Особенностью сюжетных портретов и жанровых сцен Малявина было то, что каждый образ выполнял свою задачу. В пламенеющем хаосе струящихся мазков темные лица крестьян, тщательно выписанные, становились особенно значительными. Это демонстрирует полотно с говорящим названием «Вихрь» (1906), доставившее художнику особенную славу.
— Известны также заказные портреты в исполнении Малявина, который долгое время слыл модным портретистом в России и Европе. Один из лучших – парный портрет промышленника, покровителя искусств и создателя харьковской усадьбы Натальевка Павла Харитоненко и его сына. Эта линия творчества неоднородна по своей ценности из-за наличия внешних эффектов и манерности. Позже, в эмиграции, начали повторяться и утрачивать жизненность крестьянские образы.
1869
1885 - 1891
1892 - 1899
1900 - 1901
1906
1911
1917 - 1919
1922
1930
1940
1940
Филипп Малявин родился 23 октября 1869 года в селе Казанка, Бузулукского уезда Самарской губернии.
Ушел со знакомым монахом в монастырь Святого Пантелеймона на горе Афон для обучения церковной живописи. Деньги на дальний путь собирали односельчане — их вера в талант подростка была велика. Через 5 лет прибывший на Святую гору В. Беклемишев, русский скульптор, заинтересовался произведениями соотечественника-послушника, предложив ему поступать в Императорскую Академию художеств.
Поступил в Санкт-Петербурге в Академию изящных искусств. Вначале был вольнослушателем. Чрезвычайно способный к обучению бывший иконописец освоил за два месяца программу головного класса, еще за два окончил фигурный класс, а через 2 года перешел в мастерскую И. Репина, познакомился с Грабарем, Сомовым, Кустодиевым, Остроумовой, А. Мурашко. Успехи Филиппа в престижном учебном заведении были блестящими.
Участвовал по настоянию Репина в Парижской Всемирной выставке с картиной «Смех», отвергнутой академическим Советом профессоров в качестве дипломной. В Париже произведение имело шумный успех, и автор получил золотую медаль. В следующем году успех повторился на Венецианском биеннале, картину приобрела галерея Ка’Пезаро.
Активно участвовал в выставках Товарищества передвижников и «Мира Искусства», «36 художников» и «Союза русских художников», в «Салоне», устроенном Дягилевым в Париже, на выставках «Secession» в Берлине, Мюнхене, в Риме и др. Получил звание Академика живописи, на три года уехал в заграничный вояж. Познакомился с И. Мечниковым, портрет которого написал. По возвращении начался «рязанский» период творчества. Поселился в усадьбе Денежниково в собственном имении, которое смог купить, быстро став величиной в художественном мире, имея солидные гонорары от состоятельной клиентуры в столицах России, а в Европе еще увеличил свой финансовый достаток.
Возобновил выставочную деятельность, показав «Автопортрет с семьей», который художественное сообщество и большинство критиков охарактеризовали как творческое фиаско. Тем не менее он оправился от удара и принимал участие в выставках «Мира искусства» и СРХ.
Попытался приспособиться к реалиям жизни после революции: занимался среди народных масс культурно-просветительской деятельностью, устраивал картинную галерею в Рязани, преподавал в художественных свободных мастерских. Губернский отдел Наркомата просвещения в Рязани организует к 50-летию Малявина первую в биографии персональную выставку. Имея «охранную грамоту», художник уберег произведения от национализации и основную их часть вскоре вывез за границу.
Эмигрировал из Москвы во Францию вместе с семьей под предлогом организации передвижной выставки. В 1924 г. вторая персональная экспозиция прошла в парижской галерее Шарпентье (приурочена к 55-летию). Семья переселилась в Ниццу.
Всплеск творческой активности: чуть ли не ежегодно проходили персональные выставки в городах Англии и Дании, Италии и Норвегии, Чехословакии и Швеции, Югославии и, конечно, Франции. Одна из крупнейших экспозиций 1933 г. в Праге — произведения разместились в пяти залах павильона Myslbek в историческом центре чешской столицы. Экспериментировал с жанрами марины, зимних пейзажей и упрочил свою славу салонного блестящего портретиста, имея заказы на портреты членов монарших домов Европы, представителей богемы, деятелей культуры из русского зарубежья. Последняя персональная выставка прошла в 1939 г. в мастерской художника в Ницце.
Оказавшись в оккупированном Брюсселе, художник был арестован по подозрению в шпионаже. Гестаповец, оказавшийся ценителем искусства, отпустил с миром 70-летнего старика, но дорога домой пешком истощила его силы. Дойдя до Ниццы, он оказался в клинике.
Ушел из жизни художник 23 декабря 1940 года в Ницце, Франция.
течение
Импрессионизм
Академизм
друзья
Игорь Грабарь
Александр Бенуа
Анна Остроумова-Лебедева
Константин Сомов
Елизавета Кругликова
художники
Илья Репин
Владимир Беклемишев
Василий Матэ
течение
Экспрессионизм
друзья
Анна Остроумова-Лебедева
Елизавета Мартынова
Александра Тхоржевская