Фердинанд Макс Ходлер родился 14 марта 1853 года в Берне, Швейцария.
1853 - 1918
Швейцарский живописец и график, выдающийся представитель европейского модерна.
Художник родился в небогатой семье плотника и крестьянки, был старшим из шести детей. Когда Ходлеру было восемь лет, он потерял отца и двух младших братьев, умерших от туберкулеза. Его мать Маргарита снова вышла замуж за вдовца с пятью детьми, отчим был художником-оформителем и стал первым учителем для Фердинанда – девятилетним мальчиком он был поставлен на работу, помогая отчиму рисовать несложные знаки. Дальнейшее обучение мальчик проходил в городе Тун у местного живописца Фердинанда Зоммера.
Фердинанд Ходлер известен как автор оригинального художественного приема – параллелизма, позднее ставшим одним из основных в стиле ар-нуво. Он создал несколько монументальных полотен и декоративных панно, украшающих общественные здания Швейцарии и Германии, чем внес значительный вклад в историческую живопись. Искусство Ходлера пользовалось успехом у его коллег, его работами восхищались такие великие художники как Пюви де Шаванн и Густав Климт, а также скульптор Огюст Роден. Художник был участником мистического ордена розенкрейцеров и выставлялся в салоне символистов «Роза и крест».
Ключевые идеи:
— Творчество Фердинанда Ходлера имеет ряд особенностей, которые делают его работы узнаваемыми и значимыми для дальнейшего развития европейской живописи. Прежде всего, это так называемый «параллелизм», который изобрел художник. Этот способ предполагает особое композиционное решение в картинах, где объекты (у Ходлера это чаще всего человеческие фигуры) расположены в определенном порядке. Благодаря параллельному расположению центральных линий, достигается особый ритм и гармония в картинах. По мнению самого художника, эти параллели делают изображение более динамичным и помогают глубже погрузиться в его созерцание. Ярким примером такого произведения стала картина «Ночь», законченная в1889 году и вызвавшая большой интерес среди художников и критиков.
— Большое внимание уделял живописец значению цвета и света в своих полотнах. Он разработал собственную колористическую теорию, где каждый цвет носит определенный смысл и эмоциональную нагрузку. Так, синий цвет обозначает духовное познание и созерцание, тогда как красный – страсть, эмоции, наслаждение. Наглядным подтверждением этого служат парные картины «Чувства», на которых девушки, одетые в синие и красные одежды сошлись в аллегорическом танце.
— Произведения швейцарского живописца отличает большая содержательность и символичность. В картинах Ходлера таится глубокий смысл, они насыщенны философскими образами, и часто содержат обращение к подсознательным желаниям и чувствам. Через свое искусство художник пытался показать неразрывную связь человека и природы, определить его высшее предназначение и место в бесконечной Вселенной.
1853
1871
1884
1889 - 1892
1896
1901 - 1905
1908
1914
1918
Фердинанд Макс Ходлер родился 14 марта 1853 года в Берне, Швейцария.
Отправился в пешком Женеву и посещал научные лекции в Колледже Женевы, копировал картины Александра Калама в музее, стал учеником художника Бартелеми Менна, изучал технику А. Дюрера. В этот период написал картины в реалистичной манере.
Встретил Августину Дюпин, которая стала его компаньоном и моделью на нескольких следующих лет. Их сын Гектор Ходлер – будущий основатель Всемирной ассоциации эсперанто — родился в 1887 г. Художник довольно резко изменил свой стиль в пользу символизма и модерна, а затем разработал собственную теорию параллелизма.
Написал картину «Ночь», которая стала символом нового стиля художника. Это полотно, представленное на выставке Beaux-Arts в Женеве вызвало скандал из-за изображенных на нем переплетенных обнаженных фигур и было отозвано. «Непристойная картина» получила одобрение Пюви де Шаванна и Огюста Родена и принесла автору премию на всемирной выставке в Париже. Вскоре впервые принимал участие в выставке Салона символистов «Роза и Крест».
Выиграл конкурс на создание большого декоративного панно для оружейного зала Национального музея в Цюрихе. Работа, названная «Процессия швейцарских героев-знаменосцев», как и композиция «Отступление из Мариньяно», законченные в 1900 году, внесли новую струю в историческую живопись страны. Однако вокруг них велись споры относительно содержания (проигранная битва) и довольно смелой формы.
Участвовал в выставках «Венского Сецессиона» по приглашению Густава Климта, а также во многих других выставках по всей Европе. В 1904 г. представил в Вене 31 работу, что принесло ему более широкое признание, успех в продажах и значительно улучшило финансовое положение очень бедного художника.
Швейцарский национальный банк поручил художнику создание проекта для новой бумажной валюты. Выбор сюжета был неожиданным: вместо портретов знаменитых людей Ходлер изобразил дровосека и жнеца (обе купюры в 50 и 100 франков появились в 1911 г.); Ходлер познакомился с Валентиной Годе-Дарель, которая стала его гражданской женой. Когда у нее был диагностирован рак, художник многие дни провел у ее постели и написал очень эмоциональную серию портретов, а после ее смерти в 1915 г. — 20 интроспективных автопортретов, последний из которых датируется 1916 годом.
В числе 120-ти швейцарских художников Ходлер подписал протест против бомбардировки немецкими войсками Рейнского собора. Вследствие этого он был исключен из всех немецких художественных организаций, в которых числился, а его картины не выставлялись в музеях и галереях.
Умер художник 19 мая 1918 года, Женева, Швейцария.