Родился художник в городке Ашаффенбург на Баварской земле 6 мая. Отец Эрнста Кирхнера был инженером-химиком. Родители поддерживали его желание стать архитектором.
1880 - 1938
Немецкий художник, график, скульптор, представитель и теоретик первого в Германии объединения экспрессионистов «Мост» («Die Brücke», Дрезден-Берлин), участник «Нового сецессиона».
639 работ художника были удалены из галерей и музеев Германии как причисленные к «дегенеративному искусству». 25 из них вошли в экспозицию показательной выставки «вырожденцев», сотни работ уничтожены нацистами. Музей Э. Кирхнера открыт в 1992 г. близ Давоса, где художник прожил более 20 лет, в коллекции свыше 1400 работ знаменитого экспрессиониста.
Ключевые идеи:
— Э. Кирхнер в историю живописи вошёл как основатель одного из наиболее заметных ее явлений — экспрессионизма. Не случайно искусствовед Н. Вольф утверждал, что «по эмоциональной напряжённости работы Кирхнера превосходят прочих художников 20 столетия».
— Полотна отличаются ярким колоритом, сильнейшим драматическим напряжением, создаваемым угловатыми контурами. Человеческая фигура была центральной в искусстве Кирхнера. Это было важно и для тематики (богемная жизнь творческого сообщества), и для интерьера его студии, где картины служили фоном для отражения деятельности созданной им и его товарищами группы «Мост».
— Работы, созданные в эпоху Die Brucke, иллюстрируют энергичную атмосферу встреч в мастерской. Кирхнер создает произведения с выразительными, динамичными линиями, словно агрессивно вырезая большие области света и темноты и сопоставляя их. Контрасты усиливают ощущение пространственной глубины на двумерной поверхности.
— Портретные изображения раннего периода провокационны, как это ярко демонстрирует полотно «Марселла» (1909). Молодость тела модели, почти девочки, в сочетании с пристальным взглядом придает ей вид сверхъестественной зрелости. Беспокойства композиции добавляют неестественные цвета – зритель не может определиться с чувствами, которые вызывает обнаженная девушка. Картина является примером техники быстрого эскиза, используемого членами «Моста», которые полагали, что так можно захватить «душу» субъекта.
— Вторая важная тема — образы городов, в основном Берлина. Кирхнер изображал толпы людей смелыми, энергичными мазками ярких цветов – на полотнах синие, зеленые, оранжевые, розовые, фиолетовые плоскости. Перспектива часто искажалась, фигуры надвигались и колебались либо в сторону, либо в плоскости изображения. Для художника это было отказом от академизма, который изучался на архитектурном факультете.
— Как правило, Кирхнер изображал фигуры в движении, так как был убежден, что оно лучше всего выражает полноту жизни и эмоции человеческого тела. Знаменитое полотно «Улица, Берлин» изображает шикарных дорогих проституток, у которых, как и мужчин, окружающих их на узкой наклонной улочке, лица даны в профиль и под углом, словно персонажи не хотят быть узнанными. Роскошная и тревожная живопись служит комментарием к культуре немецкого общества до первой мировой войны, растущей политической напряженности.
— Постепенно у Кирхнера вырабатывается собственная система приёмов и манеры письма. Быстрое и жесткое использование линии создает ощущение непосредственности и быстротечности сюжета, захватывая суетливую его суть. Столкновение синих оттенков и желтого цвета характерно для стиля Кирхнера, изображающего городской пейзаж. Он стремится к плоскостной трактовке объектов, их обязательной деформации.
— Пейзажные сцены в творчестве Эрнста также далеки от идилличных настроений — в них есть тревожность, вызванная неопределённостью и ощущением прервавшейся связи эпох. Зрелый мастер всё меньше обращается к натуре и все больше его стиль тяготеет к абстракции. «Художник рисует внешний вид вещей, а на самом деле создает новые проявления вещей», — утверждал художник.
1880
1901
1903 - 1905
1905 - 1906
1907 - 1908
1909 - 1911
1913
1914
1917 - 1920
1920
1930
1937 - 1938
1938
Родился художник в городке Ашаффенбург на Баварской земле 6 мая. Отец Эрнста Кирхнера был инженером-химиком. Родители поддерживали его желание стать архитектором.
Окончив гимназию в Хемнице, поступил на факультет архитектуры Дрезденской технической высшей школы, где познакомился с Ф. Блейлем, имевшим радикальные взгляды на искусство. Друзья решили оставить архитектуру и посвятить себя изобразительному искусству.
Поступил учиться в Высшую техническую школу в Мюнхене, посещал экспериментальную мастерскую-студию свободного и прикладного искусства фон Дебшица и Обриста. Однако через два года вернулся в Дрезден и все-таки получил диплом архитектора.
Вместе с тремя друзьями с архитектурного факультета (Блейль, Хеккель, Шмидт-Ротлуф) образовал группу «Мост» (Die Brücke), которая положила начало становлению немецкого экспрессионизма. Как идеолог группы, Кирхнер сформулировал общую концепцию этого творческого союза, отрицавшую материализм, реализм, импрессионизм, югендстиль (модерн). В следующем году он написал программу. Мостовцы провели свою первую групповую выставку на фабрике ламп.
Работал с М. Пехштейном в Гоппельне возле Дрездена, через год — на острове Фемарн. Появились первые портреты художника, где модель — подруга жизни Дорис Гроссе (Додо). Увлекся новой для себя темой цирка и варьете, которую разрабатывал несколько лет.
Много рисовал на Морицбургских прудах, стал членом «Нового сецессиона». Переехал в Берлин, где основал с М. Пехштейном институт «Современного преподавания живописи» (МИУМ). Сошелся с Эрной Шиллинг, которая стала его гражданской женой. В живописи появляется новая тема — жизнь улиц большого города, а также человеческие типы, определяющие облик столицы.
Написанная художником «Хроника художественной группы Die Brücke» привела к распаду группы, поскольку его товарищи по объединению не согласились с трактовкой собственной роли в деятельности «Моста»; в результате ссоры Кирхнер ушел из группы.
Участвовал в художественной выставке в Кёльне; ушел на фронт добровольцем. Однако очень скоро был отстранен от службы с диагнозом «психоз», а затем комиссован. «Кровавый карнавал» войны отразился в таком значимом произведении, как «Автопортрет солдата».
Переехал на жительство в Швейцарию, поселившись близ Давоса, начал писать в экспрессионистском стиле альпийские пейзажи. В Германии и Швейцарии организованы выставки его работ.
Начало работы с Лизой Гуйер; в Базеле прошла большая выставка работ. Художник выступил иллюстратором поэтической книги Георга Гейма «Umbra Vitae». Совершил путешествие по нескольким городам Германии. Получил заказ на создание фресок в Музее Фолькванга (1927). Был приглашен на Венецианскую биеннале в 1928 г.
Стал членом Прусской академии искусств (Берлин); состоялась выставка-ретроспектива (Берн, 1933). Новые власти жёстко критиковали искусство мастера, изъяли из музеев его работы и произведения всех его товарищей по «Мосту». Художник воспринял это крайне болезненно, поскольку главных целью было развитие германского искусства и он считал своё творчество его квинтэссенцией.
639 работ художника, причисленных к «дегенеративному искусству», были удалены из музеев. 25 из них вошли в экспозицию показательной выставки; значительная часть полотен была уничтожена.
15 июня 1938 года физически и душевно нездоровый мастер совершил самоубийство в своем доме во Фрауэнкирхе, Швейцария. Эрна Шиллинг, его гражданская жена, получила разрешение носить фамилию Кирхнер.
течение
Постимпрессионизм
Фовизм
друзья
Фриц Блейл
Карл Шмидт-Ротлуф
Макс Пехштейн
художники
Эдвард Мунк
Анри Матисс
Винсент Ван Гог
Лукас Кранах Старший
Маттиас Грюневальд
Альбрехт Дюрер
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Отто Мюллер
Эрих Хеккель
художники
Джексон Поллок
Марк Ротко
Йорг Иммендорф