Родился художник в Вене. Был единственным ребенком в православной еврейской семье. Был крещен — это событие спасло мальчика от возможной гибели в лагерях, имело определяющее значение для его будущего творчества.
1930 - 2015
Эрнст Фукс (псевдоним — Fire-Fox) — австрийский еврейского происхождения живописец и рисовальщик, гравер и скульптор, архитектор и сценический дизайнер, мастер монументальной росписи и книжной иллюстрации, а также композитор и поэт. Эрнст Фукс был одним из основателей знаменитой Венской школы фантастического реализма, создателем и активным деятелем венского Арт-клуба и объединения «Hundsgruppe».
Мировую славу художник приобрел, работая во Франции, Германии, США, Израиле, Испании. Эрнст Фукс в 1993 году одним из первых западных художников удостоился чести провести большую ретроспективную выставку в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, позже показ состоялся в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Мастер, открывавший свои выставки, отметил, что «одно из самых высоких проявлений искусства – это древнерусская живопись».
Художник, восхищавший работами своего друга С. Дали, приобрел и реставрировал Виллу О. Вагнера в Хюттельдорфе, в которой организовал в 1988 году музей Эрнста Фукса. Он является в настоящее время одним из крупных культурных центров Австрии и представляет зрителю самую большую коллекцию картин мастера, взявшего псевдоним Fire-Fox.
Живопись Эрнста Фукса — это мистификация и диссонанс, вызов обществу (особенно в жанре ню), но в то же время это непрерывный и творческий диалог со старыми мастерами. Необычайно яркий и плодовитый австрийский художник оставил богатейшее творческое наследие в различных жанрах искусства — от рисунков удивительного мастерства и архитектуры до литературы и музыки.
Ключевые идеи:
— Тематические миры молодого художника определяют христианская и еврейская мистика, а также глубокая психология, отражающая боль и страдания мировых войн. Э. Фукс создает циклы экспрессионистских работ, с которыми участвует в первой послевоенной биеннале в Венеции.
— В зрелый период мастер работал в самостоятельно придуманном стиле, который уже в конце 1950-х И. Мущик впервые назвал «фантастическим реализмом». Эта особая ветвь сюрреализма, сохраняя его вызовы и провокации, предполагает художественные взаимодействия живописи классической с радикальными современными течениями.
— Стремясь достичь ярких световых эффектов, увиденных у таких старых мастеров, как Дюрер, Грюневальд, Эрнст Фукс оживил смешанную технику: использовал яичную темперу для наращивания объема, а затем глазуровал изображение масляными красками, смешанными со смолой. Созданный эффект напоминал драгоценный камень.
— Художник изучал символику алхимиков, привнося в свои сюжеты образы, активно использованные маньеристами, особенно Ж. Калло, а также Я. ван Эйком и Ж. Фуке, творения которых оказали на Эрнста большое влияние.
— Образы художника были сказочными видениями, написанными реалистично. Его искусство было укоренено в травматических переживаниях войны, из которых художник пытался убежать в своих фантастических картинах. Из его уст прозвучало ключевое для понимания признание, что его «духовная родина выношена князем Мышкиным».
1930
1942
1945
1948
1949
1956
1962
1973
1988
1990
1993
2001
2010
2015
Родился художник в Вене. Был единственным ребенком в православной еврейской семье. Был крещен — это событие спасло мальчика от возможной гибели в лагерях, имело определяющее значение для его будущего творчества.
Брал начальные уроки рисования, скульптуры и живописи у известного художника и реставратора А. Шиеманна. Впоследствии получал уроки у профессора Фрёлиха и скульптора Э. Штайнбока.
В Венской академии искусств 15-летний Фукс стал самым молодым воспитанником легендарного профессора А. Пэриса фон Гютерсло. Юноша познакомился с работами Шиле и Климта, оказавшими на него решающее влияние.
После участия в первой послевоенной биеннале в Венеции (1947), где юный художник выступил с экспрессионистскими рисунками и увидел потрясшую его картину Дали «Мрачная игра», Эрнст Фукс стал основателем «Венской школы фантастического реализма» вместе с А. Брауэром, В. Хаттером, Р. Хауснером, А. Лехмденом. Участвовал в первой выставке Венского Арт-клуба в Турине (Италия).
Поселился, оставив в Вене жену и двух сыновей, в Париже, где пробыл 12 лет. После многих лет нищеты добился некоторого международного признания и совершил поездки в Англию, Испанию (познакомился с Дали), Италию, полтора года жил в США.
Переехал в Израиль, жил в аббатстве на горе Сион. В трапезной Католического Успенского монастыря работал в течение года над своей самой большой картиной «Тайная вечеря». Вернувшись в Вену в 1958 году, основал Galerie Fuchs-Fischoff, чтобы продвигать и поддерживать художников направления Фантастического Реализма.
После триумфального возвращения в Вену художник с мировым именем открыл галерею — место встречи сторонников Фантастического реализма. Написал книгу «Architectura Caelestis» (издана в 1966), где подробно описал свою художественную концепцию, сопровождая ее архитектурными проектами, моделями, зарисовками. Женившись в третий раз, проектировал для ставшей его моделью Евы-Кристины мебель, украшения, обои, создает скульптуры.
Выставки пяти австрийских художников школы фантастического реализма показаны в Японии, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Париже. Фукс приобрел виллу Отто Вагнера в Хютельдорфе, которую впоследствии полностью реструктурировал. Работал с бронзой, гранитом, синтетической смолой. В последующие годы разрабатывал сценографию для оперных театров в Гамбурге, а также занимался книжной иллюстрацией — серия акварельных картин Лоэнгрин.
Открыл свой частный музей «Вилла Вагнера». Художник жил на юге Франции, работал над большими циклами живописи («Дионис» и др.), выполнял различные архитектурные проекты.
Начал работу в Часовне Апокалипсиса в Клагенфурте (Австрия); создал многочисленные масляные картины, покрывающие весь интерьер этого сооружения. Ему потребовалось для этого около 20 лет.
Состоялась первая выставка Э. Фукса в Русском музее Санкт-Петербурга — это самая полная ретроспектива в России на сегодняшний день. Художник иллюстрировал Библию и провел выставочный тур «Религия и миф» в странах Европы.
Состоялась выставка в Третьяковской галерее (Москва, Россия), присутствуя на которой художник признался, что «вырос из Мышкина», имея ввиду роман Достоевского «Идиот». В следующем году прошли ретроспективы в Пале-Гаррахе (Вена) и в музее Вестфрис (Хоорн, Голландия), вернисаж «Миф, фантазия, реализм» в городах Германии. В 21 веке художник вел активную выставочную деятельность, выполнял монументальные росписи, занимался скульптурой, литературой, дизайном.
Был награжден Золотой медалью Почета за услуги городу Вена.
Умер художник 9 ноября на 86-м году жизни в Вене.
течение
Фантастический реализм
Экспрессионизм
Символизм
Дадаизм
Сюрреализм
друзья
Джорджо де Кирико
Феличе Казорати
Сальвадор Дали
художники
Густав Климт
Эгон Шиле
Эдвард Мунк
Генри Мур
Пабло Пикассо
Ян ван Эйк
Жан Фуке
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Арик Брауэр
Рудольф Хауснер
Вольфганг Хаттер
художники
Фриденсрайх Хундертвассер
Адам Райнер
Цви Мальновицер
Де Эс Швертбергер