Энрико Прамполини родился в семье среднего достатка. Начальное образование получил в Лукке и Турине.
1894 - 1956
Итальянский художник, выдающийся представитель второй волны футуристического направления в живописи, один из первых сюрреалистов в стране. Энрико Прамполини был необычайно одаренным человеком, проявившим свой талант во многих отраслях искусства. Современникам он был известен как театральный сценограф и дизайнер, а также архитектор, написавший несколько фундаментальных трудов в этом направлении. Вместе с Джерардо Доттори художник работал в стиле аэроживописи, создавая работы, построенные на ощущении полета, особенностях воздушной перспективы и скорости.
Прамполини был одним из авторов «Манифеста механического искусства», который провозглашал господство машин в мире будущего и тесную связь новых технологий с живописью. Художник считал, что современное творчество должно основываться на использовании механических элементов из мира промышленности. В своих работах он воспевает слаженность и ритм, присущий работе механизмов.
Искусство художника развивалось в тесном контакте с авангардными течениями Европы. Прамполини был близко знаком с парижскими кубистами, а также принимал активное участие в работе немецкого движения Баухаус. Являясь сторонником абстрактно-геометрического построения композиции, что характерно для итальянского футуризма, Прамполини постепенно переходит к полной абстракции, включающей элементы сюрреализма.
Ключевые идеи:
— Соединял в работах элементы самых различных техник, стилей, направлений. Творчество художника отличается многогранностью: кубистские коллажи, футуристические эксперименты с передачей последовательных фаз движения, сюрреалистические загадочные образы, полностью абстрактные полотна.
— Воспевал силу человеческого духа, ее превосходство над естественными природными процессами, которое стало возможным благодаря изобретениям современной цивилизации. Художник преклонялся перед силой и мощью механизмов и машин, считая, что технический прогресс должен обязательно находить свое отражение в искусстве.
— Видение мира Прамполини отличается целостностью. Сфокусированный на конкретном объекте или идее, он отбрасывал все дополнительные детали, все несущественное, и оставлял лишь главные характеристики предмета, открывая его истинную сущность.
— Использовал яркие, насыщенные цвета и упрощенные формы. Для работ характерна геометризация объектов и акцент на их динамике, что свойственно второй волне итальянского футуризма.
— Прамполини работал в основном крупными плоскостями, заливая их контрастными локальными цветами и помещая в простые геометрические конструкции. Извилистые линии и размытые текстуры используются лишь как дополнения, подчеркивая направление движения или указывая на источник света.
— В поздних работах автора преобладают сюрреалистичные элементы и более плавные формы. Фантастические объекты, обрывки сновидений и фантазий указывают на живой интерес художника к проявлениям бессознательного. Во многих картинах присутствуют изображения космических объектов и тел, символизирующие неразрывную связь сознания и Вселенной.
1894
1912
1914
1915
1918
1922
1925
1929
1932
1945
1951
1956
Энрико Прамполини родился в семье среднего достатка. Начальное образование получил в Лукке и Турине.
Начал обучение в Академии изящных искусств в Риме. Был студентом известного художника Дуилио Камбеллотти. Во время учебы работал с журналами «Современный художник» и «Весна», для которых рисовал иллюстрации и писал статьи о театре, музыке и искусстве. Проучившись один год, он покинул институт после публикации манифеста «Давайте бомбить академии и индустриализировать искусство».
Примкнул к движению футуристов, познакомился с Джакомо Балла, Умберто Боччони и другими представителями движения и поддержал их идеологию. Прамполини участвовал в коллективной выставке футуристов в Галерее Спровьери в Риме.
Издал манифест «Футуристическая сценография и хореография». Художник активно сотрудничал с несколькими современными театрами, создавая для них сценические декорации и костюмы, а также участвуя в постановке хореографических номеров. Свои взгляды на объединение и взаимодействие этих видов искусства он изложил в своей фундаментальной работе.
Организовал «независимую художественную выставку» в галерее «Эпока» в Риме. На этой выставке художник представил несколько своих картин, а также дизайнерские работы. Кроме футуристов, в ней принимали участие представители метафизической живописи.
Написал манифест «Механическое искусство», совершил путешествие по Европейским странам. Манифест, написанный в соавторстве с Паладини и Паннаджи, призывает использовать механические элементы в живописи и строить картины в строгом геометрическом порядке. Во время своего продолжительного путешествия по Европе художник познакомился с самыми выдающимися деятелями в сфере авангардного искусства: Тео ван Дуйсбургом, Василием Кандинским, Паулем Клее, Питом Мондрианом и другими.
Переехал в Париж. В межвоенные годы большую часть времени проживал в столице Франции и продолжал общение и сотрудничество с авангардными художниками и театральными режиссерами, участвовал во многих выставках современного искусства, вступил в объединение абстрактных художников «Абстракция-Творение».
Присоединился к движению аэроживопись. Имя художника было среди тех, что подписал манифест аэроживописи, провозглашающий культ самолета, полета и свободного парения. В произведения художника появляются темы воздушного пространства, космоса и Вселенной.
Принимал участие в «Выставке фашистской революции». Как большинство его коллег-футуристов, Прамполини поддерживал фашистский режим Муссолини: вместе с Дж. Доттори и М. Сирони руководил организацией национал-социалистскиххудожников и выполнил несколько заказов самого Муссолини.
Стал одним из основателей Художественного клуба Рима. Объединение было создано с целью распространения итальянского абстрактного искусства у себя на родине и за рубежом. Художник принимал участие во всех выставках клуба.
Принял участие в выставке «Абстрактное и конкретное искусство Италии»
На выставке, которая прошла в Национальной галерее современного искусства в Риме, Прамполини представил несколько своих сюрреалистичных работ. Летом этого же года художник принял участие в Венецианском биеннале.
Энрико Прамполини умер 17 июня 1956 года в Риме, Италия.
течение
Абстракционизм
Футуризм
Кубизм
Сюрреализм
друзья
Джакомо Балла
художники
Пабло Пикассо
Пит Мондриан
Тео ван Дусбург
Василий Кандинский
Эль Лисицкий
Пауль Клее
течение
Футуризм
друзья
Джерардо Доттори
Марио Сирони
художники
Туллио Крали
Иво Паннагги
Виницио Паладини
Николай Казак