Американский художник и скульптор итальянского происхождения. Энрико Донати считается последним из сюрреалистов, прожившим долгую и плодотворную жизнь, насыщенную творческими экспериментами и достижениями.
Свою карьеру в области изобразительного искусства художник начал довольно поздно. Он пробовал себя в музыке, сочиняя авангардные композиции на Монпарнасе, проявлял интерес к антропологии и участвовал в экспедиции по изучению культуры древних индейцев, занимался коммерческой деятельностью, и лишь в возрасте 30-ти лет всерьез взялся за кисть. Решив посвятить свою жизнь живописи, Донати примкнул к кругу сюрреалистов, движению, которое находилось на пике популярности в Париже.
С началом Второй мировой войны, художник, как и многие его коллеги, переехал в США. Здесь он по собственным словам «нашел себя заново», начав экспериментировать с различными материалами и изобретая совершенно новые технологии в живописи. Для того чтоб создавать необходимую фактуру в своих произведениях, Донати использовал такие материалы как песок, пыль, кофейные зерна и самые разнообразные предметы. В некоторых своих произведениях он применял даже содержимое своего пылесоса, доказывая, что настоящим искусством может стать практически любая вещь. Позже, когда сюрреализм потерял актуальность, он ярко проявил себя в таких течениях как конструктивизм и абстрактный экспрессионизм.
Ключевые идеи:
— Из всех сюрреалистов Энрико Донати выделялся тем, что имел максимально открытый доступ к своему подсознанию. В то время как для многих художников необходим был специальный настрой для использования «автоматического письма» без участия разума, он довольно легко извлекал из своего внутреннего мира нужные образы. Это умение восхищало Андре Бретона, который сразу же признал Донати как одного из своих и пригласил в круг парижских сюрреалистов.
— Изображения в картинах Донати, построенные на случайных ассоциациях и свободном потоке подсознания, кажутся хаотичными и случайными. Однако это далеко не так. Каждая работа была тщательно спланирована автором, о чем свидетельствуют многочисленные рисунки, и эскизы будущих полотен. Во время работы над тем или иным произведением художник использовал и случайные эффекты, которые не противоречили общему замыслу картины. Несмотря на неоднозначность и неопределенность символов в картинах, работы Энрико Донати вызывают непосредственный эмоциональный отклик у зрителя и всегда находят путь к его чувствам.
— Художник часто использовал метод «наливной живописи», выливая разбавленные краски на холст и позволяя им создавать причудливые случайные узоры, растекаясь по поверхности. Несмотря на то, что этот метод уже применяли представители абстрактного экспрессионизма, полотна Донати отличались оригинальностью, чисто сюрреалистической таинственностью и глубиной пространства.
— Художника всегда волновал вопрос перехода от жизни к смерти и цикличность процесса возрождения, который регулярно происходит в природе, и находит свое отображение в искусстве и мифах разных народов. Донати много изучал индейскую культуру и был поражен тем, как древние легенды и природа тесно связаны между собой. Независимо от стиля и метода его работ, художник всегда стремился отобразить эту гармоничную взаимосвязь в своем искусстве.