Родился художник в небогатой каталонской семье. Способности к изобразительным искусствам проявились в раннем детстве и поощрялись родителями.
1901 - 1989
Испанский (каталонский) художник, мастер литографии, гравюры, представитель крупной Ампурданской школы сюрреализма.
Еще подростком он был другом Сальвадора Дали, который на него сильно повлиял. Немного позже Энджел Планеллс подружился в Кадакесе с Рене Магриттом и другими художниками-сюрреалистами.
Художник участвовал в выставках, проходивших в городах Испании и в Париже. Три его произведения попали на Первую Лондонскую международную выставку сюрреалистов. Одну из них купил влиятельный коллекционер и знаток авангарда, организатор данного вернисажа Роланд Пенроуз, что было явным успехом и признанием оригинальности Планеллса как художника.
Гражданская война на родине художника привела к значительному перерыву в удачно начавшейся творческой карьере: во времена Франко мастер не мог открыто заниматься сюрреализмом, создавал пейзажи и натюрморты. Художник более основательно вернулся к данному стилю в 1960-ых годах.
Будучи застенчивым и интровертным по характеру человеком, Энджел не продвигал свои работы, почти не покидал родных мест и всегда оставался в тени своего великого соотечественника С. Дали. Однако, как отмечалось в предисловии к вернисажу из 70 картин «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и С. Дали», прошедшему в 2016 г. в Государственном Эрмитаже (Россия, Санкт-Петербург), в ряду самых известных и, безусловно, значимых сюрреалистов буквально следом за Дали идёт Энджел Планеллс.
Ключевые идеи:
— Говоря об испанском сюрреализме, специалисты имеют в виду в первую очередь так называемую «школу Ампурдана» — именно тут в первой половине 20 столетия был главный центр сюрреалистических поисков. Энджел Планеллс принадлежал к одной из двух ветвей по месту рождения – в Кадекесе (второй центр — в Фигересе). Важнейшей особенностью этой школы стала приверженность ее представителей художественным ценностям европейского искусства, что характерно и для Планеллса.
— В наследии Энджела редки картины, в которых нет моря или хотя бы воды. Этим своим пристрастием он обязан своему учителю художнику-импрессионисту Элизеу Мейфрену — страстному любителю морских просторов, открывшему чудесные уголки Кадакеса. У Планеллса море всегда яркое и приветливое – и когда оно видно лишь на горизонте, и когда заливается в комнату, как в картине «Гамлет» 1938 года.
— В творчестве Планеллса нашло своеобразное преломление древнее искусство античности и легенды родных мест, подсказывавшие совершенно сказочные и почти всегда являющиеся нереальными сюжеты и пейзажи. Природа Каталонии будила творческую фантазию художника и придавала его произведениям особое своеобразие.
— Вернувшись примерно в середине 1960-ых годов к стилю сюрреализма после периода создания пейзажей и натюрмортов, художник писал заново уже знакомые сюжеты, вкладывая в них новые смыслы. К примеру, всадник в мундире («Путешествие мечты»,1936) снова едет по пустыне, но теперь его сопровождает огромная планета и у окна ждет его прибытия реальная девушка («Путешествие, катастрофа и сон», 1967).
1901
1916
1918
1920
1928
1929
1930
1934
1936
1970
1974
1989
Родился художник в небогатой каталонской семье. Способности к изобразительным искусствам проявились в раннем детстве и поощрялись родителями.
Начал обучение искусству, намереваясь стать гравером, но через два с половиной года он обратил внимание на живопись, которая и стала главным делом художника.
Отправился в Барселону для изучения живописи, однако вскоре вынужден был вернуться в Кадекес в связи с экономическими проблемами. Испытал влияние художника импрессиониста, влюбленного в море Элизеу Мейфрены.
Познакомился с Сальвадором Дали, чье творчество стало для него образцом, немного позже в Кадакесе встретил Рене Магритта и других художников, причисляемых искусствоведами к большой и значительной каталонской Ампурданской школе сюрреализма.
Написал и разместил в журналах некоторые свои статьи по художественной критике, а также опубликовал свои первые сюрреалистические стихи, в дальнейшем от литературной деятельности отошел.
Участвовал в первых коллективных выставках в галереях Далмау в Барселоне и в Жироне. Начал преподавательскую деятельность: проживая в Бланесе, работал преподавателем в Школе искусств; немного позже получил профессорскую должность.
Состоялась первая в карьере художника индивидуальная выставка в Барселонской галерее Далмау. Вернисаж имел успех у публики и критиков, хотя были и негативные отзывы.
Написал ряд знаковых полотен, в том числе «Полудневную скорбь». Она экспонировалась двумя годами позже в Лондоне на международной выставке сюрреалистов. Картину купил Роланд Пенроуз — один из главных организаторов мероприятия.
Стал членом нового художественного объединения «Exposició Logicofobista» в Барселоне. Группа сразу же провела свой первый показ, где были выставлены три картины Э. Планеллса. Выставку планировалось перенести в Мадрид и другие испанские города, но гражданская война прервала проект. В этом же году художник участвовал в первой Международной выставке сюрреалистов в галерее Нью-Берлингтон в Лондоне.
Оставил преподавательскую работу в Школе изящных искусств и начал более активно заниматься творчеством.
Произошло знаковое для уже пожилого художника знакомство с французским галеристом, знатоком сюрреализма Рене Метре. Никогда полностью не отходивший от избранного в 1930-е годы стиля художник создал за последние 15 лет жизни десятки новых сюрреалистических полотен, для которых часто выбирал сюжеты, уже «прозвучавшие в 1930-ых годах».
Умер художник 23 июля 1989 года в Барселоне, Испания.