Выдающийся аргентинский художник, живописец и карикатурист, мастер декорации, иллюстрации и мозаичной техники, последний период своей продолжительной творческой карьеры проведший в Париже. Был одним из самых влиятельных художников-авангардистов Аргентины в 20-ом столетии и прославился уникальным стилем, сочетавшим тенденции разных течений современного ему изобразительного искусства. Работы мастера приобретали галереи и музеи Европы, США и других стран. Однако большая часть произведений находятся в частных коллекциях, и ежегодно на художественных аукционах выставляются сотни произведений популярного художника.
Ключевые идеи:
— Изучив световые эффекты, художник разработал собственную систему цветовых решений, сосредоточив внимание на отношениях и гармониях оттенков, для чего экспериментировал с разными процентами каждого цвета в конкретном произведении. При этом художник считал цвет в своих картинах вторичным, поэтому еще большее внимание уделял пространству своих композиций и форме изображаемых объектов.
— Выбор в качестве повторяющегося мотива произведений музыкантов, впервые появившихся еще в Европе, Эмилио практиковал и в Буэнос-Айресе в 1920-х годах. Музыканты, показанные в одиночку либо группами (к примеру, «Квинтето» изображает пять уличных музыкантов в почти абстрактном кубистском стиле), имеют национальное значение, поскольку они непосредственно связаны с танго — неотъемлемым культурным выражением Аргентины. В дальнейшем к тематике добавляются арлекины, которые, как и музыканты, имеют характерную особенность – их глаза почти всегда закрыты. Для Петторути эти персонажи — «полезный инструмент для представления человеческой фигуры как анонимной, обобщенной формы, а не как отдельной личности». Художник нередко соединял две данных темы, как это видно на полотне «Арлекин», где персонаж в маске играет на музыкальном инструменте, похожем аккордеон.
— В натюрморты Петторути первоначально включал рядом с бутылками и вазами очки, музыкальные инструменты, маски. В более поздних произведениях объекты близки к абстракции, а вся композиция составляется из ярких и неоттененных цветовых плоскостей, которые имеют тенденцию к «выравниванию» реальной формы предметов.
— Глядя на предмет со всех возможных ракурсов (сверху, снизу, со сторон и углов), художник предлагает их зрителю одновременно. В поздних натюрмортах Петторути сосредоточился на свете и включал его в сюжет как «конкретный элемент картины», а не просто источник освещения. Это отлично демонстрирует полотно «Сол Аргентино», где солнечный свет – существенная часть, придающая всему произведению особый эффект.
— Петторути распространил свой оригинальный талант на витражи, театральные декорации и костюмы. Он также интересовался мозаикой, и, не ограничиваясь одной фактурой, включал самые различные материалы, порой найденные на свалках, чтобы поймать свет различными способами и добавить текстурности в окончательный вариант произведения.
— В последующие годы стиль Петторути продвинулся к абсолютной абстракции. Его интерес после возвращения в Европу в 1952 г. обратился к эффектам дизайна и рисунка-орнамента. Много работ последних десятилетий посвящены экспериментам с геометрией узоров. При этом картины, сконцентрированные на коммуникативной силе цвета и контролируемой организации фигур, полностью состоящие из геометрических фрагментов, автор называл романтизированно — «Летняя ночь» (1953), «Зима в Париже» (1955).