Эмиль Нольде - SKETCHLINE

назад

1867 - 1956

Эмиль Нольде

описание

Немецкий художник, имевший датское подданство. Один из ведущих художников-экспрессионистов и один из величайших акварелистов 20 века.

Был четвёртым сыном из пяти детей в бедной семье фермера Нильса Хансена, северного фриза по национальности, о чем Эмиль часто упоминал. С передачей территории Дании получил гражданство этой страны, которое всегда сохранял. Посещал школу с немецким языком обучения, с детства тяжело работал. Учился во Фленсбургской школе художественных ремёсел по специальностям резчика и художника. Принимал участие в реставрации алтаря Брюггеманов (Шлезвигский собор); совершил ознакомительно-творческую поездку в Мюнхен, старинный город Карлсруэ и Берлин. Работал на Берлинской мебельной фабрике в качестве резчика. В 1890-х годах создал серию гротескных изображений горных вершин («горные открытки»), финансовый успех которых позволил стать внештатным художником.

Э. Нольде, хоть и был членом ведущих авангардистских групп «Мост» (Die Brücke), Синий всадник (Der Blaue Reiter), Берлинского Сецессиона, не любил самого названия «экспрессионизм» и оставался на позициях «одинокого художника». Избирался почетным членом нескольких европейских академий и университетов. Более тысячи картин художника были арестованы нацистами, он был лишён права на творчество, около трех тысяч картин погибли во время бомбардировки Берлина. В Зеебюле открыт музей художника, его жизнь описана в романе Зигфрида Ленца «Урок немецкого».

Ключевые идеи:

— Для сына бедного фермера Эмиля Ханса Хансена, именовавшего себя Нольде по названию родной деревушки, живопись стала и единственным средством самовыражения, и освобождения от вечно преследовавших сомнений, а порой и возможностью выжить. Если искать самого характерного представителя экспрессионизма и одновременно самого преданного стилю автора, то им по праву может оказаться именно Э. Нольде — живописец с поразительной силой переживания, редкой открытостью в выражении своих чувств.

— Сниженность и даже некоторая грубость стиля отличают произведения, связанные с тематикой «большого города» — она общая для всех экспрессионистов. Но если у коллег она социально-конкретна, то у Нольде мир города фантасмагорично-низменный, как Гамбург с подгулявшими парочками и желтолицыми матросами-китайцами.

— Творчество художника в зрелый период проникнуто религиозной экспрессией — к ней вела сама направленность на внутренний мир всего экспрессионизма. Он говорил, что «инстинкт в десятки раз важнее знания».

— Стремясь передать сверхчувственное познание единственной, данной именно автору истины, Нольде использовал цвет, навсегда и для всего ставший главным выразительным средством мастера. Это отчетливо прослеживается и в картинах о «далеких странах». Его «Мальчики-папуасы» с чуть скованными телами, буйно что-то празднующие александрийские моряки со странно-значительными лицами привлекают и запоминаются. При этом суровое христианство и безудержное язычество не противопоставлены, а являются демонстрацией интенсивного переживания момента жизни.

— Природа Нольде также красочна, но не декоративна, и в ней нет жизнерадостно-легкого ощущения мира, зато есть в пейзажах свет, что словно просачивается изнутри картины, излучается самими пятнами краски. Поэтому картины природы, продиктованные натурными впечатлениями, не стали «портретами». К примеру, ровно 20 раз в 1911 году исполненное «Осеннее море» не запечатлевает атмосферных различных состояний, а отражает попытки автора отыскать равноденствие между неизменным духом природы и состоянием души человека, его улавливающего.

Эмиль Нольде

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

друзья

Werner Berg

художники

Винсент Ван Гог

Эдвард Мунк

Поль Гоген

Альбрехт Дюрер

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

друзья

Werner Berg

художники

Василий Кандинский

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Э. Нольде, Зеебюль, Германия.

1942

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания.

1936

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей изобразительного искусства Нельсона-Аткинса, Канзас-сити, США.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальный музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид, Испания.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Staatsgalerie Moderner Kunst, Мюнхен, Германия.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Национальная галерея Дании, Копенгаген.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Э. Нольде, Зеебюль, Германия.

1904

описание

Местонахождение: Институт искусств Чикаго, США.

1897