Эмиль Филла - SKETCHLINE

назад

1882 - 1953

Эмиль Филла

описание

Чешский художник, график и скульптор, один из крупнейших и ярких представителей кубизма в своей стране, педагог, редактор художественных журналов и теоретик искусства. Выжив в концлагерях, после Второй мировой войны стал первым автором, чья персональная выставка была организована официальной Ассоциацией художников Чехии. Э. Филла занимался преподавательской деятельностью, но не мог участвовать в экспозициях, поскольку его произведения не относились к соцреализму.

В соавторстве с Отто Гутфрейндом чешский художник создавал кубистские скульптуры, считающиеся самыми первыми в истории изобразительного искусства, а позже применял этот в стиль в декоративно-прикладном искусстве, в частности, в живописи на стекле.

Хотя настоящим феноменом в Чехии стала кубистская архитектура, наследие в живописи благодаря творчеству таких мастеров, как Эмиль Филла, стало значительной и важной частью общеевропейского модернистского искусства. Художник оставил значительное творческое наследие, в том числе большое количество теоретических эссе об искусстве. Был посмертно в 1998-м году награжден за заслуги перед страной Орденом T. G. Masaryka (Т. Г. Масарика) 3-й степени.

Ключевые идеи:

В работах Эмиля Филла раннего периода четко прослеживается объединение немецкого экспрессионизма и тенденций зарождающегося кубизма. Постоянные искания обусловили непостоянство собственной манеры художника, а его стиль специалисты определяют как кубоэкспрессионизм с очевидным влиянием художника эпохи испанского барокко Эль Греко.

Позже все большее количество картин создавались в абсолютно кубистических рамках. В основном это натюрморты с самыми разными предметами в необычном их сочетании.

В натюрмортах порой использовались элементы коллажа, когда рядом с масляной краской на плоскость полотна наклеивались обрывки газетных страниц или этикетки. Тем самым Филла дал развитие жанру художественной инсталляции. Однако художник не отказывался и от фигуративной живописи с глубоким философским содержанием и портретов с психологическим подтекстом («Курильщик», «Женщина»).

Основным направлением зрелого творчества было стремление раздробить объекты на геометризированные условные формы, чтобы показать объект изображения с разных ракурсов. Филла считал произведения, составленные из кубических фигур, более богатыми по впечатлениям для зрителя и более выразительными.

В 1920-е годы мастер развивал свою версию синтетического кубизма, а несколько позднее использовал некоторые приемы сюрреалистической живописи, но сюрреалистом не стал.

В ответ на распространявшийся фашизм художник в 1930- годы создавал картины, на которые его вдохновляли скифские рельефы — в различных техниках изображались битвы человека с дикими зверями или ожесточенные схватки между разными животными.

Эмиль Филла

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Фовизм

Экспрессионизм

Кубизм

Барокко

Ар-деко

друзья

Отто Гутфрейнд

художники

Эдвард Мунк

Винсент Ван Гог

Пабло Пикассо

Жорж Брак

Эль Греко

Пьер Боннар

Хуан Грис

Он повлиял

течение

Кубоэкспрессионизм

друзья

Йозеф Чапек

художники

Винценц Бенеш

Павел Янак

Ото Гутфрёйнд

Милош Рейндл

Антонин Прохазка

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1948

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1930

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1924

описание

Материалы: масло, песок, холст. Местонахождение: Музей изобразительного искусства Чичестера, Западный Суссекс, Великобритания.

1920

описание

Материалы: масло, песок, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1915

описание

Материал: акварель, чернила, бумага. Местонахождение: частная коллекция.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Народная галерея Праги, Чехия.

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Галерея современного искусства в Градец Кралове, Чехия.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Народная галерея Праги, Чехия.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Народная галерея Праги, Чехия.

1907