Эмиль Антуан Бурдель родился в семье мастера мебельного дела, от которого унаследовал талант. В 13 лет уже работал резчиком по дереву в цехе по изготовлению шкафов своего отца.
1861 - 1929
Выдающийся французский скульптор, художник, рисовальщик и педагог. Проработав 15 лет в мастерской Огюста Родена, сначала как его помощник и ученик, а потом как равноправный коллега, Антуан Бурдель стал влиятельной фигурой в европейском арт-сообществе.
Парижскую мастерскую-студию А. Бурделя посещали такие ученики, как Аристид Майоль, Вера Мухина, Альберто Джакометти, ставшие выдающимися скульпторами, а также художники Анри Матисс, Вадим Меллер и десятки других.
О выдающемся таланте скульптора говорит большое количество полученных им крупных заказов на монументальные сооружения национального значения и немалое число работ, выполненных для столиц и городов разных стран мира.
Не возражавший против многократного тиражирования своих самых выдающихся работ мастер представлен в музеях мира прижизненными отливками фигур и композиций из бронзы, а также повторами более поздних лет.
Художник стал полным кавалером наград Ордена Почетного Легиона Франции, был основателем и вице-президентом «Салона Тюильри» в Париже. Он оставил потомкам портреты таких выдающихся людей, как О. Роден, Г. Эфель и др.
Дом с мастерской в Париже, в котором скульптор жил и работал с 1884 года до конца жизни, стал художественным Музеем, где находится множество готовых работ, а также эскизы к ним, выполненные в терракоте, глине и гипсе. К музею прилегает сад, также ставший местом экспонирования скульптур Антуана Бурделя. Второй сад-музей скульптора открыт в Égreville стараниями наследников и экспонирует 56 работ мастера.
Ключевые идеи скульптора:
— Ко времени становления Антуана Бурделя как скульптора импрессионистами был предложен радикальный отход от классицизма. В скульптуре это чаще всего означало отход от полированных поверхностей и классических пропорций. Также новым средством выражения все чаще становился не жест или поза персонажа, но деформация структуры. Эти тенденции сильнее всего наблюдается в ранних работах Антуана Бурделя.
— Скульптор разделял идеи и методы работы своего учителя Огюста Родена, в частности, использовал его «теорию профилей». Согласно этому убеждению мэтра, истина достигается через «плотное выполнение» — включение в одно произведение ряда основных черт, присущих персонажу, а также соблюдение условия обязательного упоминания основного рода деятельности персонажа через детали задуманной композиции.
— Важной и характерной чертой работ скульптора было присутствие символического начала и в замысле, и в исполнении. Любое произведение несло идею автора, которая оставалась гуманистической на протяжении всей творческой карьеры Антуана Бурделя.
— Для зрелого мастера характерны попытки совместить более современный язык пластического искусства с традициями великой и признанной за образец классической скульптуры. Это проявлялось и в тематике – античной и библейской, и в визуализации таких известных образов, как Сафо или Геракл.
1861
1884
1888
1893
1903
1905
1909
1910
1913
1919
1925
1928
1929
Эмиль Антуан Бурдель родился в семье мастера мебельного дела, от которого унаследовал талант. В 13 лет уже работал резчиком по дереву в цехе по изготовлению шкафов своего отца.
Получив уроки по рисунку у основателя музея Энгра в Монтобане А. Камбона и по скульптуре в художественной школе Тулузы, выиграл стипендию для обучения в Школе изящных искусств в Париже. Работал в мастерской А. Фальгьера, посещал студию Ж. Далу.
Выполнил первые самостоятельные скульптуры, в частности, портрет Бетховена. К данной теме Бурдель возвращался на протяжение всей карьеры, выполнив около 50 различных изображений великого композитора.
Стал работать помощником Огюста Родена, который признавал большой талант ученика и даже был поклонником его творчества. Скульпторы сотрудничали до 1908 года.
У художника родился сын Пьер, ставший известным мастером в Соединенных Штатах благодаря его активной работе на Терминале Союза Цинциннати.
Провел крупную выставку своей работы в галерее Хебрар в Париже, где было показано 38 скульптур, 18 картин и 21 рисунок.
Удостоен звания «Рыцарь почетного легиона». Начал преподавательскую деятельность в Академии Ла Гранде Шомейера в Париже, которая продолжалась 20 лет до конца его жизни. Учениками скульптора в разные годы были А.Матисс, А. Джакометти, А. Майоль, В. Меллер, В. Мухина.
В Салоне была показана работа «Heracles kills the birds of Staphale Lake» 1909 года, и это был огромный успех. Вскоре художник стал основателем и вице-президентом «Салона Тюильри» в Париже . Закончил и подарил музею Родена статую великого мастера.
Стал участником знаковой «Оружейной» выставки, прошедшей в Нью-Йорке и других городах Америки. Выполнил скульптуры для Театра на Елисейских полях.
Был награжден званием офицера Почетного Легиона Франции, работал над большим заказом по созданию конного памятника генералу Альвеару для Буэнос-Айреса (Аргентина). В течение последних лет Бурдель получал несколько заказов на памятники и военные мемориалы.
Скульптору было присвоено очередное звание ордена Почетного Легиона. Он участвовал в Международной экспозиции в Pavillon du livre, продемонстрировав скульптуру «Сафо» и другие работы. В следующем году был наконец открыт конный памятник в столице Аргентины – плод десятилетнего труда. Версия скульптуры «Франция» была выставлена в Салоне Тюильри.
Состоялась большая ретроспективная выставка, посвященная открытию Брюссельского Дворца искусств. В следующем, последнем году жизни художника был открыт памятник Адаму Мицкевичу, над которым он трудился почти 20 лет.
Эмиль Антуан Бурдель умер 1 октября 1929 года в Симетор-дю-Монпарнасе , Париж, Франция.
течение
Романтизм
Символизм
Импрессионизм
Экспрессионизм
друзья
Огюст Роден
художники
Александр Фальгиер
Жюль Далу
течение
Абстрактное искусство
друзья
Габриэль-Жюль Тома
художники
Анри Матисс
Альберто Джакометти
Аристид Майоль
Вадим Меллер
Бене Ференчи
Сэмюэл Кэчван
Вера Мухина