Эдуард Александер Уодсворт учился на инженера в Мюнхене, параллельно в свободное время изучая живопись, посещая выставки и галереи.
1889 - 1949
Английский художник-авангардист, активный участник недолгого по времени, но радикального движения «вортицизм», которое появилось в Лондоне непосредственно перед Первой мировой войной.
Эдвард Уодсворт не только подписал Манифест нового объединения, но и создавал графические композиции для журнала «Blast», тесно сотрудничая с его главным редактором Уиндемом Льюисом. Вложив журнал «Взрыв» в своем полотне «Вортицисты в ресторане de la Tour Eiffel: весна, 1915» именно в руку Удсворта коллега У. Робертс подчеркнул его значительную роль в группе. Это было принципиально важно в 1960-е годы, когда интерес к движению стал более пристальным.
Много путешествовавший художник способствовал дальнейшему развитию британского авангарда, привнося в него идеи сюрреализма. Он был членом таких значительных творческих объединений, как парижская группа «Abstraction-Création».
Ключевые идеи:
— Эдвард Уодсворт разделял агрессивную риторику группы Vorticist, активно использовал «угловатый» геометрический стиль, подчеркивающий сосредоточенность на энергиях современной жизни, которую привносят в социум машины.
— Большинство из «выживших» вортицистских работ Уодсворта — это гравюры на дереве. Создавая их, мастер сознательно избегал каких-либо намеков на личный почерк, подчеркивая тем самым «машинный характер своего искусства». Особенно это прослеживается в иллюстрациях, созданных художником для журнала «BLAST».
— В таких композиция, как «Открытое окно», «Вид на город», художник использовал простые плоскости, подчеркивающие состояние современного мира. Художника интересовали эффекты цвета, и он мог выполнить до шести разных вариантов произведения, используя палитру от серого до алого.
— Особенностью живописных произведений художника являются особые ритмы, так называемые музыкальные ссылки, которые проявляются в работах Уодсворта фактически на протяжении всей его творческой карьеры, но особенно в серии «Dux et Comes» (лидер и компаньон).
— В более поздние периоды художественной карьеры мастер стал использовать некоторые идеи, а также и приемы сюрреализма, очевидно в связи с увлечением искусством Дж. де Кирико. Художник переходит к четкой ясности изображения объектов, но при этом смысл их «жизни» в произведении остается многоплановым. Заинтересовавшись теориями анимизма, Уодсворт неодушевленным предметам передает свои чувства и мысли.
1906
1910
1912
1913
1914
1915
1917
1920
1932
1947
1949
Эдуард Александер Уодсворт учился на инженера в Мюнхене, параллельно в свободное время изучая живопись, посещая выставки и галереи.
Поступил в лондонскую Школу изящных искусств Ф. Слейда, где его сокурсниками и товарищами были Стэнли Спенсером, Кристофером Невинсоном, Дорой Каррингтон, Марком Гертлером и Дэвидом Бомбергом.
Участвовал в организованной художником и критиком-искусствоведом Роджером Фраем Второй постимпрессионистской выставке в галерее Графтон. В том же году познакомился и подружился с Уиндемом Льюисом и другими художниками, образовавшими позже группу английских футуристов.
Стал активным членом комитета по организации приёма приехавшего в Великобританию в лидера итальянских футуристов Ф. Т. Маринетти. Принял участие в футуристической выставке в галерее Доре.
Подписал опубликованный в первом номере журнала «BLAST» Манифест вортицистов, который был составлен художником У. Льюисом и американским литератором Эзрой Паундом. Через месяц после этого события началась Первая мировая война.
Несмотря на участие очень многих художников в боевых действиях, в лондонской галерее Доре состоялась выставка работ вортицистов и вышел в свет второй и последний номер журнала «BLAST». Уодсворт предоставил в номер обзор «Кандинский о духовном искусстве».
Служивший в британском военно-морском флоте художник был тяжело ранен во время высадки десанта на остров Мудрос. Одно из увлечений Уодсворта — декорирование морских судов в так называемый ослепляющий камуфляж. Тема флота и после войны была в его творчестве одной из основных.
Отошел от футуристического движения, посвящая своё искусство более реалистическим сюжетам. В то же время в ряде его произведений проявлялись явные сюрреалистическое черты, хотя Уодсворт официально не поддерживал творческие отношения с сюрреалистами.
Стал членом Парижской авангардной художественной группы «Abstraction-Création», хотя в это время уже картин в этом стиле не писал, используя лишь некоторые технические приемы сюрреализма и его идеи.
Британский совет отобрал картину Уодсворта «Сигналы» для показа в Каире на Международном вернисаже современного искусства. Картина была написана пятью годами раньше в Бакстоне.
Эдуард Александер Уодсворт умер 21 июня 1949 года в Лондоне, Великобритания.