Американский художник, дизайнер, авангардный кинорежиссер. Джозеф Корнелл работал преимущественно в техниках инсталляции и ассамбляжа, используя обыденные вещи в неожиданных сочетаниях. Он не имел художественного образования, работал продавцом тканей и проявил себя в искусстве лишь к тридцати годам, открыв новое и интересное направление в современном творчестве, которое имело много последователей..
Воздействие на подсознание и загадочность работ Корнелла роднит его с сюрреалистами и дадаистами, хотя сам художник-самоучка никогда не причислял себя ни к одному из модернистских или авангардных течений. Он вел очень уединенную жизнь на окраине города со своим больным братом и матерью, крайне редко выступал на публике, однако поддерживал дружеские отношения с большинством современных американских художников. Дж. Корнелл был глубоко религиозным человеком и пылким сторонником «Христианской науки», что наложило большой отпечаток на все его творчество.
Джозеф Корнелл известен, прежде всего, своими оригинальными инсталляциями, где в небольшом,чаще замкнутом со всех сторон пространстве каждая вещь приобретает совершенно иной смысл и вызывает самые разнообразные ассоциации у зрителей. Самые известные работы художника представляют собой стеклянные коробки, в которые он помещал различные объекты: старые фотографии, обрывки газет, другие мелкие предметы. Эти «теневые коробки», как их называл сам автор, имели большое влияние на развитие инсталляции, ассамбляжа и других современных форм искусства.
Ключевые идеи:
— Работы художника содержат обращение к внутреннему миру человека, тайнам его души, которые спрятаны в глубинах психики. Давно забытые страхи, сновидения и фантазии помещены в ограниченные пространства, похожие на детские коробки с «сокровищами», наполненные воспоминаниями из далекого прошлого.
— Каждая вещь в композициях Дж. Корнелла имеет собственное символическое значение. Освобожденные от своего прямого предназначения бытовые предметы или вырванные из контекста газетные иллюстрации, вступают в различные неординарные комбинации и создают своеобразную игру значений и ассоциаций. При этом понимание символики тех или иных объектов у разных зрителей может быть неодинаковым.
— Основные элементы композиций Корнелла – это изображения людей и птиц, стеклянная посуда, географические карты. Художник часто использовал в своих произведениях тему путешествий, хотя сам практически никогда не выезжал из родного Нью-Йорка. Его «коробки» напоминают сувениры из различных мест на мировой карте, как будто автор сам побывал в Париже, Египте или Венеции.
— Для создания инсталляций Корнелл долго и тщательно подбирал подходящие материалы. Он часто посещал антикварные лавки и магазины с экзотическими товарами в надежде найти какую-нибудь интересную вещицу. Найденные предметы он сортировал по тематике и раскладывал в отдельные ящики, чтобы потом использовать их в своих произведениях. Огромная коллекция разнообразных мелких объектов, вырезок из газет и журналов, меню ресторанов, рекламных проспектов, которая хранилась в подвале дома художника на окраине Нью-Йорка, дает представление об источниках его вдохновения и о той эпохе, в которой жил и творил Джозеф Корнелл.