Итальянский художник, предшественник сюрреализма. Вместе с футуристом Карлом Карра, Джорджо де Кирико является создателем метафизической живописи — самого оригинального и важного направления в итальянском искусстве начала ХХ века. Несмотря на то, что этот стиль просуществовал недолго, он стал основным для художника и принес ему всемирную известность. Метафизические картины де Кирико оказали большое влияние на художников-сюрреалистов, которые увидели в них то выражение бессознательного и алогичного, к которому они стремились.
Творчество Джорджо де Кирико берет свои истоки в немецкой философии, в частности в трудах Фридриха Ницше, а также в творчестве символиста Арнольда Бёклина. От них он подчерпнул интерес к символике предметов и взаимодействию формы и окружения. Так же как и его учителя, художник уделял много внимания процессу самосовершенствования и наблюдения, пытаясь постичь внутреннюю гармонию Вселенной.
Тесно связанный с парижским авангардным движением, де Кирико создал оригинальное искусство, в котором непостижимым образом соединяется любовь к классике и ощущения пустоты и потерянности, свойственные современности. В картинах художника безлюдные улицы и башни соседствуют с символическими предметами и манекенами, совершенно не связанными друг с другом логически. Все это, выполненное в ярких красках, создает чувство искусственности реальности и ее условности.
Ключевые идеи:
— В своих работах использовал элементы древнегреческого и римского искусства, а также традиции эпохи Возрождения. Выросший в Греции, де Кирико восхищался ее богатым художественным наследием и часто вводил в свои картины элементы античной скульптуры и архитектуры, такие как колонны, арки или статуи.
— Произведения Джорджо де Кирико наполнены глубоким философским смыслом. Каждая работа художника содержит некую загадку, в основе которой лежат философские учения Шопенгауэра и Ницше, а также собственные размышления автора. По своей структуре произведения художника напоминают сон или фантазию, в которой абсолютно не связанные друг с другом предметы объединяются в одной плоскости и создают странную непостижимую гармонию.
— Художник считал, что реальность постоянно меняется и выразить ее можно лишь только с помощью универсальных символов, заключенных в простые геометрические формы. Все объекты, изображенные на полотнах, находятся там не случайно. Каждый из них является определенным знаком, указывающим на скрытый смысл, одновременно строгий и понятный, и в то же время ирреальный и мистический.
— Во время своего первого парижского периода художник увлекся творчеством кубистов. Особенно большое впечатление произвели на него механизированные люди на полотнах Фернана Леже, под влиянием чего в картинах де Кирико стали появляться безликие люди-манекены, состоящие из различных предметов и геометрических фигур.
— В отличие от итальянских футуристов, работавших в то же время, де Кирико не наполнял свои полотна динамикой, агрессией и безудержной энергией. Пустота и тишина, отсутствие движения и строго очерченные формы создают в произведения художника совершенно особую мистическую атмосферу, и делают его творчество очень оригинальным.