Джино Северини родился в семье небогатого служащего прокуратуры. В 15 лет вынужден был покинуть среднюю школу из-за проблем с дисциплиной и начал работать на своего отца. Систематического образования в результате Джино так и не получил.
1883 - 1966
Итальянский живописец, график, теоретик искусства и критик. Один из первых и самых влиятельных футуристов в стране. Джино Северини долгое время работал в стиле кубизма, поддерживая отношения с Пабло Пикассо и Жоржем Браком в Париже.
Под воздействием своего учителя Джакомо Балла художник изучал способы выражения движения и скорости в живописи, что привело его к переходу в футуризм. Вместе с несколькими соратниками он подписал первый Манифест футуризма в 1910 году.
Произведения художника отличает динамизм, подвижность, стремительность. Вместе с тем, работам Северини присуща удивительная уравновешенность композиции, свойственная кубистам. Эта особенность позволяет частично разрешить противоречия между футуризмом и кубизмом, объединить их попытки создать невозможное: изобразить предмет одновременно с нескольких точек времени, углов зрения и положений в пространстве. В своем творчестве художник максимально приблизился к этой цели, сумев отобразить реально подвижную, звучащую и живую картину. Художник считается непревзойденным мастером в изображении оживленной ночной жизни города.
Ключевые идеи:
— Стремясь к передаче движения, скорости и ритма, цели достигал с помощью разложения объекта на несколько фрагментов, создающих в своей последовательности иллюзию движения. Чисто футуристические поиски динамизма и скорости сочетаются у художника с кубистской уравновешенностью структур и элементов.
— В отличие о других футуристов мало интересовался новейшими технологиями и механизмами. Тематика автора сосредотачивалась вокруг шумной и кипящей жизни города с его кабаре и ресторанами, бульварами, танцовщицами и праздными обывателями.
— Использовал приемы дивизионизма в своем творчестве. Нанесение краски точечным методом усиливало иллюзию мерцания, вибрации и подвижности. В нескольких работах Северини использовал блестки, смешивая их с красками, для усиления этого эффекта.
— Многие картины Северини написаны особым способом и требуют «включения» так называемого «ротационного зрения». Зритель должен смотреть на полотно с нескольких разных точек зрения. Только после такого просмотра можно составить максимально полное и верное впечатлении о композиции.
— Северини была близка теория синестезии, пользовавшаяся большой популярностью в начале ХХ в. Художник был убежден, что цвет способен сильно влиять на органы чувств человека и вызывать ощущение определенных звуков, создавать чувство скорости. В одной из своих теоретических работ он писал, что «голубой, сиреневый и изумрудно-зелёный» оттенки способны пробудить в фантазии звуки вальса.
1883
1899
1906
1908
1910
1913
1915
1916
1921
1936
1945
1966
Джино Северини родился в семье небогатого служащего прокуратуры. В 15 лет вынужден был покинуть среднюю школу из-за проблем с дисциплиной и начал работать на своего отца. Систематического образования в результате Джино так и не получил.
Переехал в Рим, где начал обучение изобразительному искусству.
В столице молодой человек работал экспедитором, а по вечерам посещал художественные курсы при Вилле Медичи. Северини встретил Джакомо Балла, который познакомил его с направлением дивизионизм и оказал большое влияние на становление личного стиля художника. Вместе с Умберто Боччони, ставшим его верным другом и соратником, обучался под руководством Балла.
Поехал в Париж, начал работать в стиле кубизм. Во Франции художник изучал работы кубистов и лично знакомился с его самыми яркими представителями: П.Пикассо, Ж.Браком, Х Грисом. Под их влиянием Северини начал собственные эксперименты в этой технике. Написал несколько пейзажей, в которых заметно влияние неоимпрессионизма.
Участвовал в первых художественных выставках парижских Салонов.
Картины художника выставлялись в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. Произведения Северини этого периода выполнены в стиле аналитического кубизма.
Стал одним из первых последователей футуризма. Вместе с Балла, Боччони и другими художниками и скульпторами подписывался под «Техническим Манифестом футуристической живописи». Художник начал работать в новом для себя стиле, стремясь выразить в произведениях движение и скорость предметов. Проживая постоянно в Париже, Северини выступал важным связующим звеном между художниками- кубистами Франции и футуристами Италии.
В Лондоне прошла первая персональная выставка художника. Работы Джино Северини были выставлены в лондонской галерее «Мальборо» и в галерее журнала «Шторм» в Берлине. Выставка в Англии вызвала самые различные отзывы – от восхищенных до резко негативных.
Написал произведения на тему Первой мировой войны. Такие картины как «Бронепоезд» и «Пушки в действии», воспевающие военную мощь, стали одними из лучших образов футуристической военной живописи. Война была встречена художником с энтузиазмом. Он, как и остальные футуристы считал военный конфликт способом избавления от всего старого и становления нового, «очищенного» мира.
Отказался от футуризма и стал писать работы в классическом стиле. Вдохновившись творчеством мастеров Раннего Возрождения, художник прекратил работу в авангардных стилях и перешел к натуралистической классической традиции. Самая известная работа этого периода – «Материнство» 1916 года.
Опубликовал книгу «От кубизма к классицизму: Эстетика циркуля и числа»
В теоретическом труде «От кубизма к классицизму» художник применил научный подход для понимания искусства. Он описал свои исследования и эксперименты в живописи с помощью математических теорий гармонии и пропорции.
Принял участие в Венецианской биеннале. Переехал в Рим. На выставке был предусмотрен целый зал для работ художника. В этом же году художник, живший попеременно в Париже и Риме, окончательно вернулся на родину. Это было связано с приходом к власти фашистов и постоянными заказами на росписи церквей и общественных зданий в Италии.
Художник покинул Италию и навсегда поселился в Париже после окончания Второй мировой войны. Он начал работать над двухтомной книгой мемуаров под названием «Вся жизнь художника», которая вышла в следующем году.
Умер в возрасте 82 лет.