Джеймс Розенквист – американский художник, центральная фигура поп-арта, известный своими огромными картинами-коллажами, изображающими популярные объекты американской культуры. Он одним из первых начал включать рекламные образы в свои произведения. Товары массового потребления, известные личности и торговые марки были непременными атрибутами живописи художника — он смело комбинировал все это в произведениях впечатляющих размеров и ярких цветов.
В молодости Джеймс Розенквист работал в рекламном агентстве и создавал дизайн больших рекламных щитов, что помогло ему выработать собственный оригинальный стиль и узнаваемую манеру. Для современного зрителя, который привык к тому, что на картине может быть все что угодно, нет ничего удивительного в том, что на полотне изображены спагетти в соусе или бутылка Кока-Колы рядом с портретом президента. Но для общества 1960-ых годов 20 века это было настоящим открытием и даже шоком, поэтому работы художника привлекали пристальное внимание публики. Одна из них под названием «F-111» стала по-настоящему культовой, «новой Герникой», которая удивительно точно отображала американскую действительность с растущим потребительским спросом и пугающей военной мощью.
Искусство Джеймса Розенквиста почти с самого начала его карьеры было очень популярным. Используя свое влияние, он вставал на защиту своих коллег и помогал добиться признания прав художников на федеральном уровне, после чего был назначен в Национальный совет по искусству США. В течение шести десятилетий Розенквист создавал масштабные провокационные картины, поднимающие экономические, политические, экологические и научные проблемы, актуальность которых не снижалась с течением времени.
Ключевые идеи:
— Картины Джеймса Розенквиста представляют собой набор совершенно разных, никак не связанных между собой объектов. Вырванные из контекста, они наслаиваются и сталкиваются друг с другом в условном пространстве. Изображенные на картинах предметы художник не выдумывал, но брал их из реальности. Он использовал уже готовые образы, которые все каждый день могли видеть в рекламе или в телевизионных передачах, и по-своему изменял их, дополняя новыми неожиданными деталями. По сути, изображаемые предметы были уже готовыми объектами, которые художник комбинировал и размещал на плоскости полотна по своему усмотрению.
— Решающую роль в становлении стиля Розенквиста сыграли годы его работы в качестве художника, оформляющего рекламные билборды. Кроме больших размеров, картины художника отличаются особой манерой исполнения с четкими контурами, яркими насыщенными цветами, понятными и моментально узнаваемыми объектами. Его стиль максимально приближен к рекламному, в нем нет претензии на индивидуальность автора, а главное значение имеет внешняя привлекательность изображения, которое создано для того, чтоб потребитель обратил внимание на тот или иной товар.
— На картинах художника отсутствует перспектива, а объекты имеют разные размеры. Некоторые из них расположены дальше от зрителя, другие же занимают передний план, увеличиваясь настолько, что стоящему близко зрителю тяжело определить, что же именно там изображено. Помимо этого, объекты имеют и разное качество исполнения. Некоторые из них являются почти абсолютно плоскими, в то время как другие имеют более реалистичный объемный вид благодаря использованной светотени. Этот прием делает работы Розенквиста похожими на настоящие коллажи, материал для которых взят из различных газет и журналов.
— Тематика произведений Джеймса Розенквиста постепенно менялась на протяжении его карьеры. Вначале художник использовал элементы рекламы и простые бытовые предметы, которым придавал огромные размеры и оригинально соединял между собой. Более поздние композиции отличаются интересом к науке, философским умозаключениям. Некоторые имеют, помимо прочего, политический подтекст, выражая протест против производства оружия, развязывания войн и загрязнения окружающей среды.