Была второй из трех дочерей семьи рабочего, эмигрировавшего из Швеции. Выразила любовь к искусству с раннего возраста, читая и по-своему иллюстрируя Л. Кэрролл и Г.-Х. Андерсена.
1910 - 2012
Американская шведского происхождения художница, в течение тридцати лет работавшая со своим супругом М. Эрнстом во Франции. Яркая представительница сюрреализма Доротея Танниг известна в Европе и США не только как живописец, но и как скульптор и график, книжный оформитель и сценограф, а также автор значимых литературных трудов.
Все творчество Д. Таннинг — от живописи и скульптуры до поэзии — оказало глубокое влияние на последующие поколения художников. Исследования и образцы т.н. «женской формы искусства» постоянно использовались членами феминистского движения. Наряду с другими женщинами-сюрреалистами, Tanning предоставила необходимую активную модель для женщин, также пытающихся освободиться от ограничительных взглядов и стать независимыми художниками. Примечательно, что ее эксперименты в скульптуре повлияли на творческую карьеру Луизы Буржуа, а затем и Сары Лукас, проявлявших такой же интенсивный интерес к базовым психоделическим идеям сюрреализма.
100-летний юбилей художницы отмечался многочисленными выставками по всему миру, в частности, ранние проекты для сцены – в Drawing Center in New York, живопись — в Galerie Bel’Art, Stockholm, Sweden, экспозиция «Happy Birthday Dorothea Tanning» — в музее Макса Эрнста в Сеяне, Франция.
Картины и скульптуры Доротеи Таннинг представлены в ведущих музеях и галереях Европы и США, высоко оцениваются на арт-аукционах.
Ключевые идеи:
— Таннинг была одаренной от природы художницей-самоучкой – училась, кроме нескольких недель вечерних занятий в Чикагском художественном институте, посещая музеи и галереи, общаясь с коллегами.
— Как и у других сюрреалистов, прежде всего Магритт и Дали, картины Таннинг часто являются прямыми иллюстрациями ее мечтаний. Она стремилась сделать сложную психологию видимой, выявляла особый интерес к бессознательному, переживаемому через сон. Почти в каждом произведении она изображала хотя бы одну фигуру с закрытыми или завязанными глазами.
— Живопись Д. Таннинг характеризуется кипящей поступательной энергией. Увлечение динамизмом, как она считала, обусловлено самим фактом рождения во время страшной бури. Интерес к постоянному движению вызывает также отсылки к идеологии итальянских футуристов. Даже складки ткани часто служат художнице для того, чтобы подчеркнуть поток живописи.
— В 1950-х годах искусство Таннинг претерпело заметный стилистический сдвиг. Если ранее ее картины были заселены сказочными образными пейзажами, то теперь работы стали почти полностью абстрактными. Сама автор проницательно сказала об этих изменениях, что ее полотна «буквально раскололись … Я сломала зеркало».
— Сексуальный заряд пульсирует во многих работах художницы, как в живописи, так и в скульптуре. Одежда на молодых девушках расстегнута или выглядит растрепанной, их роскошные волосы приобретают отдельную жизнь, в результате чего грань между невинностью и опытом становится размытой.
1910
1930
1936
1943
1946
1949
1952
1959
1974
1980
1986
2010
2012
Была второй из трех дочерей семьи рабочего, эмигрировавшего из Швеции. Выразила любовь к искусству с раннего возраста, читая и по-своему иллюстрируя Л. Кэрролл и Г.-Х. Андерсена.
Не окончив гуманитарного института в Ноксе, переехала в Чикаго и начала учиться живописи и рисунку, посещая вечерние занятия в Академии. Затем, перебравшись в Нью-Йорк, работала дизайнером в рекламном агентстве.
На выставке «Фантастическое искусство: дада и сюрреализм» в Нью-Йорке открыла для себя современное искусство, что и предопределило всю дальнейшую творческую карьеру. Путешествовала в Калифорнию, затем провела годы до начала Второй мировой войны в Европе.
Войдя в группу, сформировавшуюся в Нью-Йорке вокруг Андре Бретона, выступила в качестве экспонента в показе «31 Женщины» (впервые выставила знаменитый автопортрет «День рождения»), организованном Пегги Гуггенхайм. В следующем году успешный персональный вернисаж художницы прошел в галерее Жюльена Леви.
Вышла замуж за М. Эрнста (двойная свадьба с парой Ман Рей и Джулиет Браунер). Супруги переехали в Седон, штат Аризона, где бывали постоянно до 1956 года, приезжая летом на родину Доротеи из Франции.
Пребывая в Париже, создала свой первый альбом литографии «Семь спектральных опасностей».
Состоялась первая выставка художницы в Париже в галерее Фрустемберг. Супруги жили в Турени, купив там дом. В 1954 году провели выставку в Лондоне.
Работы экспонировались на второй выставке «Documenta» в Касселе (Германия). Вскоре супруги переселились в городок Сеян на юге Франции (департамент Вар), построив там великолепную виллу.
Большая ретроспектива произведений художницы была представлена в Центре Ж. Помпиду в Париже. Через год умер муж художницы Макс Эрнст.
Вернулась в Нью-Йорк спустя четыре года после смерти М. Эрнста. Провела остаток жизни, путешествуя между Лос-Анджелесом, Нью-Йорком и Францией. Ее последняя картина была частью серии «Цветы», которую она закончила в 1998 г. Далее сосредоточилась главным образом на поэзии.
Опубликовала мемуары «День рождения»; вторая книга воспоминаний — «Между жизнями» — вышла в 2001-ом. Издала также роман «Пропасть» и две книги стихов; последнюю — «Coming to That» — в 2011 году.
К столетию художницы музей М. Эрнста в Сеяне (Франция), Drawing Center в Нью-Йорке, Galerie Bel’Art в Стокгольме и другие музеи и галереи проводили юбилейные выставки Д. Таннинг.
Доротея Таннинг умерла 31 января 2012 года в Манхэттене, Нью-Йорк, США.